Тема
1. Общая характеристика национальной безопасности Российской Федерации.
Общепризнанные принципы и нормы международного права как основа обеспечения
национальной безопасности России.
1. Понятие,
сущность и содержание безопасности.
Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутствие опасности. Именно этот аспект прежде
всего отмечали в своих словарях известные авторы-составители В.И. Даль и С.И.
Ожегов. В.И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности,
сохранность, надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность - положение,
при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь».
Однако такое состояние, когда
отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же всегда
существует определенная опасность или возможность ее возникновения. Поэтому в
понятие безопасности включают способность системы противостоять возможным
угрозам.
Согласно официально принятым в
Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство.
Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим
звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод,
достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими
видами безопасности.
Личная
безопасность
граждан Российской Федерации состоит в реальном обеспечении конституционных
прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и
интеллектуальном развитии.
Безопасность
общества
включает защиту его материальных и духовных ценностей, законности и порядка,
упрочение демократии; достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости
общественного согласия; повышение созидательной роли активности населения, а
применительно к сегодняшней России - национальное и культурное ее возрождение.
Безопасность
государства
заключается в защите его конституционного строя, суверенитета и территориальной
целостности; установлении политической, экономической и социальной
стабильности; безусловном исполнении законов; решительном противодействии
деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в
эгоистических интересах.
Если обратиться к содержанию
Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» (http://www.pravo.gov. ru), то под
национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние
защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз,
при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан
Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет,
независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое
социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная
безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации. В их числе прежде всего следует указать на
государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую,
транспортную, энергетическую безопасность и безопасность личности.
Безопасность следует
интерпретировать
как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них.
Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и
использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение
источников опасности, угроз и вызовов. Под
устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при
возмущениях; под стабильностью -
совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью - способность системы
сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия.
Стабильность, как и безопасность, -
непременные условия развития суверенного государства. Обеспечение стабильной
благоприятной внешней и внутренней среды для жизни государства неотделимо от
повышения безопасности. Вместе с тем государство при определенных условиях
может ощущать себя в безопасности и в период бурных перемен (нестабильности), а
не только в процессе спокойного, эволюционного развития. С другой стороны,
стабильной, фиксированной может быть и конфронтационная обстановка, военное
противостояние. Относительно стабильным может быть, например, тоталитарный или
жестко авторитарный политический режим.
Можно выделить три
уровня стабильности. Первый
уровень - стабильность военно-политического руководства государства (относительная
продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень - стабильность
политического режима (сохранение существующей в настоящее время
социально-политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие
политического насилия). Третий уровень
- стабильность общности, народа (сохранение территориальной целостности
государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан,
улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).
В свою очередь, жизненно важные интересы
определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно
обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,
общества и государства».
По определению И.А. Ильина,
государство имеет дело «исключительно с общим, всенародным интересом; ибо
частный и личный интерес граждан может постольку приниматься в расчет,
поскольку он... может быть воспринят и истолкован как общий интерес и
всенародный».
Обычно под жизненно важными
интересами понимают потребности государства и общества, от удовлетворения
которых в прямой зависимости находится само их существование и развитие. К ним,
как правило, относятся: сохранение государственного суверенитета; обеспечение
территориальной целостности страны; сохранение социально-политической
стабильности и незыблемости конституционного строя государства; поддержание
стратегической стабильности и безопасности в прилегающих к границам государства
регионах и в мире в целом; обеспечение беспрепятственного доступа к важным для
страны международным экономическим и стратегическим зонам и коммуникациям при
строгом соблюдении норм международного права; защита граждан государства в
зонах военных и других конфликтов и в иных случаях угрозы их жизни, связанных с
вооруженным насилием, и т.д.
Под субъектами обеспечения
безопасности понимаются участники этого процесса, способные действовать
самостоятельно и свободно. Основным субъектом обеспечения безопасности является
государство, осуществляющее функции в
этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Органы
законодательной власти
формируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределах
своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств
обеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают и
принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных
договоров Российской Федерации в области безопасности.
Органы
исполнительной власти
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих
отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию
государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему
мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в
пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и
ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные
органы
обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации,
руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и
законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по
делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и
государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных
организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по
обеспечению безопасности.
Государство в соответствии с действующим
законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории
Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее
пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане,
общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают
правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе
Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и
управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми
в пределах их компетенции в данной сфере. Следует отметить, что создание
органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской
Федерации, не допускается.
Государство, кроме того,
обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям
и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в
соответствии с законом.
Безопасность
достигается
проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности,
системой мер экономического, политического, организационного и иного характера,
адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания
необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации
разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере
безопасности, определяются основные направления деятельности органов
государственной власти и управления в данной области, формируются или
преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за
их деятельностью.
Таким образом, можно сказать, что
систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной
властей, государственные, общественные и иные организации и объединения,
граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с
законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере
безопасности.
Основными
функциями системы безопасности являются:
-
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным
интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и
долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
- создание и поддержание в готовности сил и средств
обеспечения безопасности;
-
управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях
и при чрезвычайных ситуациях;
-
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования
объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения
чрезвычайной ситуации;
-
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской
Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями,
заключенными или признанными Российской Федерацией.
В Российской Федерации
определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию в 1996 году. В этом документе было
подчеркнуто: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности
национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее
прогрессивное развитие личности, общества и государства».
Национальная безопасность
представляет собой сложную, многоуровневую, открытую, динамическую систему, в
основе которой лежит триединство отношений базовых социальных субъектов -
личности, общества и государства. Причем формирование и функционирование этой
системы обусловлено воздействием множества факторов: исторических,
географических, этнических, демографических, социально-политических,
экономических, культурных, религиозных и т.д.
Чем же была вызвана необходимость
разработки и принятия Концепции национальной безопасности России?
Во-первых, наличием кризисных
явлений в экономической сфере, в системе общественных отношений и в военной
области. Возникла настоятельная необходимость в уточнении системы официально
принятых взглядов на национальную безопасность России, характера угроз
интересам государства, целей и стратегии государства по обеспечению этих
интересов.
Во-вторых, отсутствием духовной
основы, способной объединить общество, которое нуждается в определенном
объединяющем стержне, на базе которого можно было бы сформировать широкое
согласие в рамках основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и
возможностей.
В-третьих, необходимостью
приведения всей системы обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации (силы, средства, органы, нормативно-правовая база их
функционирования) в соответствие с реалиями международной обстановки,
экономическими возможностями государства, уровнем духовной готовности общества
к переменам. Эта система должна отражать сегодняшние и перспективные приоритеты
безопасности и обеспечивать устойчивость развития общества и государства.
В-четвертых, Концепция
национальной безопасности как политический документ должна была стать основой
для разработки конкретных программ и организационных документов, для планирования
и реализации всего процесса государственного строительства в области
обеспечения безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
Общее определение понятия
«безопасность» дано в Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом 5
марта 1992 года: «Под безопасностью понимается качественное состояние общества
и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего
на территории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность
существования и устойчивость развития Республики, защита ее основных ценностей,
материальных и духовных источников жизнедеятельности, конституционного строя и
государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от
внутренних и внешних врагов».
Безопасность - одна из коренных, первейших
потребностей человека, общества, государства, человечества. Ее сущность можно
раскрыть как способность отражать, предупреждать, устранять опасности, угрожающие
существованию указанных выше субъектов, а также разрушающих их фундаментальные
интересы, без удовлетворения которых немыслимы жизнь, благополучие, развитие и
прогресс.
В международных документах МАГАТЭ
по безопасности она определена следующим образом: «Безопасность - состояние
защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерной опасности».
При
этом подходе получается: «Безопасность - свойство реальных процессов и систем,
содержащих источники угрозы и их возможные жертвы, сохранность состояния с
приемлемой возможностью причиненного ущерба от происшествий». Приведенное определение
безопасности естественным образом вытекает из соотношения понятия опасности и
риска: «Безопасность - состояние объектов и систем в условиях приемлемого
риска».
Понятие
опасности, безопасности и риска принято считать основными (фундаментальными) системными
понятиями теории безопасности.
По некоторым источникам (словарь
Роберта) понятие «безопасность» начало употребляться ориентировочно с 1190 года
и означало или имело смысловое значение как спокойное состояние духа человека,
который считал себя защищенным от любой опасности. Позже это понятие получает
новую трактовку, связанную с тем, что государство должно иметь своей главной
целью обеспечение благосостояния и безопасности народа. Его сущность
состояла в том, что это состояние, спокойствие, которое появляется в результате
отсутствия реальной опасности, обеспечивающейся материальными, экономическими и
политическими условиями, реализуемые соответствующими органами власти.
Виды национальной безопасности.
Согласно Стратегии национальная
безопасность делится на следующие виды: государственная, общественная,
информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая,
безопасность личности. Но в законодательстве нет строгого толкования данной
классификации. Поэтому можно сделать научную классификацию по различным
основаниям.
В основу классификации по видам
можно взять объект безопасности. За объект следует взять личность, общество и
государство.
Таким образом, по объекту
защищенности от внутренних и внешних угроз национальная безопасность делится на
государственную, общественную и безопасность личности. Кроме того,
классификацию по видам можно произвести по характеру угрозы. В таком случае
следует выделить безопасность от угроз антропогенного и природного воздействия.
Антропогенные угрозы можно разделить на техногенные и экологические. А,
природные, в свою очередь, на наводнения, лесные пожары, землетрясения.
По сферам жизнедеятельности
национальную безопасность можно разделить на социально-политическую,
экономическую, военную, экологическую, информационную. В данном случае имеется
в виду защищенность интересов личности, общества и государства от внутренних и
внешних в разных сферах жизнедеятельности. Классификации по различным
основаниям говорят о том, что национальная безопасность – это система различных
видов безопасности. Все виды находятся между собой в тесной взаимосвязи и
взаимодействии. Отечественная история показывает нам, что в различные периоды
приоритеты безопасности меняются. Поэтому между всеми видами необходимо
соблюдать баланс. Нельзя обеспечивать военную безопасность в ущерб
экономической.
Причиной многообразия видов
национальной безопасности следует признать также отсутствие чёткой их
классификации. Выше было указано, что в п. 6 Стратегии виды национальной
безопасности просто перечислены. А.А. Прохожев верно указывает на необходимость
проведения любой классификации на основе существенных единых признаков,
включающих, в первую очередь, объекты безопасности, характер угроз, сферы жизнедеятельности.
Так, в зависимости от объекта, интересы которого защищаются от внутренних и
внешних угроз, можно выделить такие виды безопасности, как безопасность
личности, общества, государства. Некоторые авторы отстаивают позицию о том, что
виды национальной безопасности «представляют собой сложные системные
формирования, имеющие внутреннюю структуру». К примеру, в рамках общественной
безопасности предлагают выделять в качестве подвидов «криминологическую»,
«демографическую», «миграционную», «пожарную», «продовольственную» и другие
виды безопасности.
Рассмотрим основные параметры –
характеристики видов национальной безопасности.
Политическая
безопасность -
это совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов,
которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, обусловить
политический регресс и даже политическую гибель государства.
Государственная
безопасность -
это понятие, характеризующее уровень защищенности государства (конституционного
строя, суверенитета и территориальной целостности) от внешних и внутренних
угроз.
Экономическая
безопасность -
это возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и
развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность
общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних
угроз.
Общественная
безопасность –
это понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества,
преимущественно, от внутренних угроз общественно опасного характера.
Безопасность
общества - это
совокупность условий, позволяющих реализовать права и свободы всех групп
населения, противостоять действиям, ведущим к расколу общества. Безопасность
общества предполагает наличие развитых общественных институтов, правовых норм,
форм общественного сознания, гарантирующих защиту и реализацию этих условий.
Оборонная
безопасность -
защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от
военных внешнего характера.
Информационная
безопасность -
защищенность в сфере выработки, распределения, получения, пользования и
распространения информации, обеспечение ее объективности, соблюдение режима
секретности и государственной тайны, гарантии тайны переписки и т.п.
Экологическая
безопасность -
защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от
угроз, создаваемых последствиями анторпогенных воздействий на окружающую среду,
а также от природных бедствий и катастроф, сохранение и создание благоприятных
для жизни человека условий природной среды.
Социальная
безопасность -
это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от опасностей, препятствующих его нормальной жизнедеятельности, его
стабильному функционированию и развитию.
Демографическая
безопасность -
защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в
области развития народонаселения, система мер по повышению рождаемости, увеличению
продолжительности жизни населения, мероприятия по рациональному заселению в
административных районах и городах.
Техногенная
безопасность -
это уровень защищенности от опасностей техногенного характера и т.д.
2. Уровни
безопасности (глобальный, региональный и национальный).
1. Абсолютный (идеальная, совершенная
безопасность, не - опасность) - характеризуется отсутствием опасностей и угроз
тому или иному объекту.
2. Реальный (фактическая безопасность) -
это действительно существующая, не воображаемая безопасность, характеризуется
объективно существующими опасностями и угрозами для того или иного объекта,
сохраняющимися, несмотря на действие (бездействие) сил, им противостоящим;
показывает реальные возможности сил, противостоящих опасностям и угрозам.
3. Достаточный (приемлемая безопасность) -
это такое состояние, которое удовлетворяет потребностям устойчивого развития
того или иного объекта. При таком уровне наличие опасностей и угроз не влечет
для объекта потерю его существенных свойств.
4. Предельный (минимально допустимая
безопасность) - такое пограничное состояние, когда дальнейшее воздействие
опасностей и угроз повлечет за собой для объекта, на который они действуют,
потерю существенных свойств, качественной внешней и внутренней определенности,
целостности. Запредельный уровень безопасности есть утрата существенных свойств
объекта, его фактическая смерть.
5. Иллюзорный (мнимая, воображаемая,
ложная, кажущаяся безопасность) - субъективный образ существующих, реальных
опасностей и угроз - ложно воспринимаемый как их отсутствие или минимальное
наличие (неадекватное отражение опасностей и угроз субъектом).
Так, с
пространственно-географическим взаимодействием социальных организаций
связываются три относительно самостоятельных (геополитических) уровня
безопасности:
• глобальная безопасность;
• региональная безопасность;
• безопасность отдельных стран (которая,
в свою очередь, включает государственную безопасность, общественную, личную
безопасность, безопасность в быту и на производстве).
На личностном уровне — это надежная защита личной
и имущественной безопасности; обеспечение научно обоснованного и
гарантированного государством минимума материальных и экологических условий
существования при тенденции к их улучшению; реальное обеспечение конституционных
прав и свобод личности.
На уровне гражданского общества — преодоление конфронтациии в
обществе, достижение и поддержание национального согласия по жизненно важным
проблемам политического, экономического, социального, этно-национального
развития страны; выход из кризисной демографической и экологической ситуации и
обеспечение здоровья населения; ускорение процессов формирования институтов
самоорганизации гражданского общества; повышение созидательной активности
населения; преодоление экономического кризиса и обеспечение поступательного
экономического развития на началах рыночной экономики; формирование
политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам
гражданского общества; обеспечение признанных международным правом интересов и прав
граждан России, проживающих в зарубежных странах; обеспечение экономических,
социальных, политических, информационных условий всестороннего развития
личности.
На государственном уровне — неуклонное обеспечение
суверенитета и территориальной целостности России; обеспечение
социально-политической и экономической стабильности страны; защита и
обеспечение законных прав, свобод и интересов гражданина; совершенствование
федеративного государственного устройства: повышение эффективности защиты
конституционного строя, правопорядка, борьбы с организованной преступностью и
коррупцией; развитие эффективной системы международных связей на основе
партнерства и сотрудничества; создание надежного оборонного потенциала,
способного к отражению любой внешней агрессии; развитие всесторонних
взаимовыгодных связей со странами СНГ, участие в развитии интеграционных
процессов между ними на взаимной основе. Если раньше угрозы имели внешний и
военный характер, когда невоенные и военные средства практически невозможно
было применять в комплексе, то сейчас в условиях взаимозависимого мира и новых
технологий угроза национальной безопасности носит, как правило, комплексный
характер. В одних случаях силовое воздействие может включать военный компонент
(Ирак, Босния), в других — обходиться практически без его применения (Куба,
Ливия, Иран). Наиболее яркий пример тому — поражение СССР в «холодной войне» и
его устранение с мировой арены без применения военных мер.
3.
Формы обеспечения безопасности (коллективная, национальная, корпоративная и
личная).
Реализации
функций, достижению целей с наименьшими затратами сил, средств и времени
способствуют формы деятельности субъектов обеспечения национальной
безопасности. Они закреплены в действующем законодательстве, определяющем
правовой статус субъекта, его компетенцию в обеспечении определенного вида
национальной безопасности.
Все формы
деятельности осуществляются на основе общих форм управленческой деятельности —
правовых и неправовых. Правовая форма представляет собой весь
механизм правового регулирования, которыми располагает государство. Правовая
форма управления — юридически оформленное действие органа управления публичной
власти (должностного лица), осуществляемое в пределах его компетенции и
вызывающее правовые последствия. К правовым формам деятельности субъектов
обеспечения национальной безопасности относятся проводимые на основе и во
исполнение закона исполнительно-распорядительные действия, создающие новые
правовые нормы в сфере национальной безопасности, порождающие, изменяющие, прекращающие
правовые отношения или являющиеся необходимыми юридическими фактами для
наступления указанных правовых последствий.
В систему
правовых форм управленческих действий входят: издание нормативных правовых и
индивидуальных правовых актов, заключение публично-правовых договоров,
совершение юридически значимых действий на основе правового акта управления.
Неправовая
форма действий (организационная) не определена в нормативном
порядке, не имеет правового содержания и не влечет правовых последствий. К неправовым
формам относятся организационные действия (проведение совещаний, оказание
практической помощи исполнителям и т.п.) и материально-технические действия
(делопроизводство, регистрация, оформление документов, обработка информации и
т.п.).
Правовые
формы имеют различные способы выражения: 1) письменный, в результате чего
появляется нормативный акт управления, представляющий собой официальный
документ; 2) устный (устные приказы, распоряжения и т.п.); 3) конклюдентный
(язык жестов, знаков, звуков и т.п.).
Правовые
формы можно дифференцировать по различным критериям:
1) по сфере применения — внутриорганизационные,
внешние;
2) способу выражения — словесные, конклюдентные;
3) юридическим свойствам — индивидуальные,
нормативные;
4) субъектам обеспечения национальной безопасности —
органов государственной власти и других государственных органов, муниципальных
органов и др.;
5) наименованию.
Формы
обеспечения национальной безопасности выражаются в правотворческой,
правореализационной, правоохранительной и контрольно-надзорной деятельности
СОНБ.
Правотворческая
деятельность осуществляется уполномоченными субъектами
обеспечения национальной безопасности и заключается в издании нормативных
правовых актов, регулирующих отношения в сфере национальной безопасности (законы,
указы, постановления, решения, положения, уставы, приказы и др.).
Процесс
правообразования можно представить в виде двух стадий:
1) возникновение потребностей, обусловленных
национальными интересами;
2) правоустановительная деятельность субъектов обеспечения
национальной безопасности.
Правоустановительная
деятельность характеризуется определенными государством общеобязательными
правилами поведения, выполнение которых является непременным условием
обеспечения национальной безопасности, связанной с сохранением правопорядка,
наделением этих правил юридической силой и доведением их до всех исполнителей.
Правореализационная
деятельность представляет собой деятельность субъектов,
осуществляемую на основе и во исполнение законов, создающую условия для повседневной
реализации обеспечения национальной безопасности. Правореализационная форма
деятельности направлена на практическую организацию управления, осуществление
управления посредством принятия решений индивидуального характера, оформление
принятых решений и организацию их исполнения.
В свою
очередь, правореализационную функцию, в зависимости от содержания и свойств
правовых норм, подразделяют на две формы: регулятивную и
правоохранительную. Регулятивная форма используется для
разрешения индивидуальных конкретных дел и вопросов, связанных с обеспечением
национальной безопасности.
Правоохранительная
форма осуществляется в целях охраны урегулированных юридическими нормами
общественных отношений в сфере национальной безопасности, а именно:
1) для защиты субъективных прав человека и гражданина,
государственных органов, муниципальных органов, общественных объединений в
сфере национальной безопасности;
2) разрешения юридических споров, возникающих в сфере
национальной безопасности;
3) применения мер государственного принуждения к
лицам, посягающим на безопасность, не выполняющим правовые обязанности и
предписания уполномоченных субъектов.
Контрольно-надзорная
деятельность представлена всей разновидностью
государственного контроля и надзора за законностью (президентский и
парламентский контроль; административный, судебный, прокурорский надзор и др.).
КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, система коллективных действий
государств, предпринимаемых на универсальной и региональной основе в целях
восстановления и поддержания международного мира и безопасности, а также
предотвращения и устранения любой угрозы миру, нарушения мира, подавления актов
агрессии и других нарушений международного права.
Эффективность функционирования
системы К. б. тем более важна на настоящем этапе, что вследствие тесной связи
между государствами, развития вооружений и распространения оружия массового
уничтожения любой локальный и даже внутренний конфликт, распространяясь,
создаёт угрозу международному миру. Основа идеи К. б. была заложена на I и II Гаагских конференциях мира в
1899 и 1907, где были приняты конвенции о мирном разрешении международных
столкновений и сделаны первые шаги по ограничению применения силы в
международных отношениях.
Первая система К. б. была создана
с принятием в 1919 Статута Лиги Наций, который предусматривал возможность
подавления агрессии в порядке коллективной самообороны в случае нападения извне
и налагал на государств участников обязательство обращения к мирным средствам
разрешения международных споров. Свобода применения силы в международных
отношениях была позднее ограничена также Женевским протоколом о мирном
урегулировании международных конфликтов 1924, Парижским пактом об отказе от
войны в качестве орудия национальной политики 1928 (Пакт Бриана–Келлога),
Лондонскими конвенциями об определении агрессии 1933, Межамериканским договором
о ненападении и согласительной процедуре 1933 и другими международно-правовыми
актами. Система К. б., действовавшая в рамках Лиги Наций, оказалась
неэффективной, т. к. включала не все великие державы» (США не являлись членом
Лиги Наций, СССР был исключён из этой организации в 1940). Кроме того, не было
создано надлежащей системы контроля и принуждения на случай нарушения
международного мира и безопасности. Современная концепция универсальной системы
К. б. закреплена в Уставе ООН, принятом в 1945. Впоследствии она получила своё
развитие в Декларации о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с
Уставом ООН 1970, Декларации об укреплении международной безопасности 1970,
Определении агрессии 1974, Декларации об установлении фактов ООН в области
поддержания международного мира и безопасности 1991 и др.
Элементами системы К. б.
являются:
1) система общепризнанных
принципов и норм международного права, в особенности: принцип неприменения силы
или угрозы силой в международных отношениях, принцип невмешательства во
внутренние дела государств, принцип мирного разрешения международных споров, принцип
суверенного равенства государств, принцип равноправия и самоопределения
народов, принцип добросовестного выполнения государствами своих обязательств,
принцип сотрудничества государств друг с другом;
2) система мирного разрешения
международных споров, основу которой составляют: Гаагская конвенция о мирном
разрешении международных столкновений 1907, Манильская декларация о мирном
разрешении международных споров 1982, Декларация о предотвращении и устранении
споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и
о роли ООН в этой области 1988;
3) система коллективных мер для
предотвращения и устранения угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии;
4) система коллективных мер по
разоружению, в особенности по уменьшению запасов оружия массового уничтожения.
Различают универсальную и
региональную системы К. б. В соответствии со ст. 24(1) Устава ООН центральным
органом универсальной системы К. б. является Совет Безопасности ООН I единственный орган,
уполномоченный решать вопрос о применении принудительных мер в соответствии с
гл. XII
Устава. Совет Безопасности вправе делать сторонам, находящимся в споре,
рекомендации в целях мирного разрешения данного спора, предписывать и требовать
исполнения временных мер, определять существование любой угрозы миру, любого
нарушения мира или акта агрессии и делать рекомендации или принимать решения о
том, какие меры невоенного и военного характера следует предпринять.
Генеральная Ассамблея ООН
рассматривает общие вопросы сотрудничества, включая вопросы К. б., разоружения
и регулирования вооружений, но её решения носят рекомендательный характер.
Универсальная система К. б. закрепляет запрет применения силы или угрозы силой,
обязательства мирного разрешения международных споров и разоружения. Предусматривается
возможность принятия временных мер, принудительных мер невоенного и военного
характера, возможность использования региональных организаций безопасности.
Несмотря на то что Устав ООН не содержит норм, регулирующих проведение
миротворческих операций, они получили широкое распространение после окончания холодной»
войны. Мандат на проведение миротворческой операции выдаётся Советом
Безопасности ООН. Такой мандат, однако, не эквивалентен санкции на принятие
принудительных мер в соответствии с гл. XII Устава.
Миротворческие операции обычно
проводятся с согласия всех вовлечённых в конфликт сторон и имеют своей целью
контроль за соблюдением договорённостей о прекращении огня, содействие
поддержанию законности и правопорядка, оказание помощи в организации проведения
выборов, ведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения,
доставку и распределение гуманитарной помощи и т. д. Региональные системы К. б.
действуют на основании гл. XIII
Устава ООН, представляют собой часть универсальной системы К. б. и включают
региональные соглашения и органы, обеспечивающие поддержание мира и
безопасности в отдельных регионах.
Специфика региональных систем К.
б.:
1) обычно участвуют государства
одного региона;
2) договор действует в пределах
заранее определённого в соглашении сторон района;
3) принятие новых членов
допускается только с согласия всех участников;
4) деятельность должна быть
совместима с целями и принципами ООН;
5) основной метод деятельности -
мирное разрешение споров в рамках региона до его передачи на рассмотрение
Совета Безопасности ООН;
6) принудительные действия могут
предприниматься только с санкции Совета Безопасности ООН, под его контролем и
руководством;
7) оказание помощи (включая
военную) государству - жертве вооружённого нападения в порядке коллективной
самообороны;
8) немедленное информирование
Совета Безопасности ООН о любых мерах, предпринимаемых для поддержания
международного мира и безопасности.
В настоящее время системы К. б.
действуют в рамках Организации Североатлантического договора (НАТО),
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организации
американских государств (ОАГ), Содружества Независимых Государств (СНГ) и др.
КОРПОРАТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ представляет собой состояние
защищенности интересов корпораций, их стратегических планов и целевых программ,
бизнес-проектов, деловой репутации и имиджа, производственного,
научно-технического, технологического и кадрового потенциала от внешних и
внутренних угроз, противоправных посягательств, при котором обеспечивается
достижение финансово-экономических целей корпораций, их успешное
функционирование и устойчивое развитие в результате реализации комплекса
взаимосвязанных нормативно-правовых, организационных, управленческих, режимных,
технических, физических, профилактических, пропагандистских и иных мер.
КОРПОРАТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это результат деятельности
корпораций, направленной на выполнение функции достижения состояния своей
защищенности. Полученный результат отражает противоречивое взаимодействие и
противоборство интересов корпораций с внешними и внутренними угрозами. Иными
словами, корпоративную безопасность можно трактовать как результат
целенаправленной деятельности корпораций по обеспечению своей безопасности.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
– это систематическая деятельность корпораций, направленная на достижение
финансово-экономических целей, защиту интересов бизнеса, стратегических планов
и целевых программ, бизнес-проектов от внутренних и внешних угроз,
противоправных посягательств и эффективное противодействие им, а также на
создание благоприятных условий для успешного функционирования и развития
корпораций, упрочения их экономических позиций и деловой репутации в Российской
Федерации и за рубежом посредством реализации комплекса мер безопасности.
Анализ практики обеспечения
корпоративной безопасности показывает, что в процессе развития рыночных
отношений в РФ каждая частная компания самостоятельно и в известной мере
обособленно разрабатывала комплексную систему обеспечения своей безопасности с
учетом своей индивидуальности, а иногда и уникальности. И все же со временем
стали формироваться в разных системах общие характерные черты и подходы,
позволяющие говорить об известной унификации различных элементов систем, о
появлении общей модели или типовой системы обеспечения корпоративной
безопасности.
Система обеспечения корпоративной
безопасности представляет собой регулируемый нормами права механизм
согласования и координации взаимодействия субъектов обеспечения корпоративной
безопасности на основе соблюдения выработанных практикой принципов при
разработке и реализации комплекса взаимосвязанных мер, направленных на
выявление и противодействие вызовам, рискам и угрозам корпорациям, защиту их интересов
и достижение целей, эффективное функционирование и устойчивое развитие.
Система обеспечения корпоративной
безопасности включает: нормативно-правовую базу; субъекты; объекты; сферы;
силы, средства, методы, меры и мероприятия; мониторинг и контроль за ходом
осуществления мер и мероприятий по обеспечению корпоративной безопасности,
оценку результатов деятельности в этой сфере, эффективности функционирования
системы и действий участников ее реализации; информационно-аналитическое,
материально-техническое, финансовое, научно-методическое и кадровое
обеспечение.
К
сферам обеспечения корпоративной безопасности можно отнести:
– человеческий капитал (персонал
предприятий);
– информационную структуру;
– логистику (производственную,
транспортную, запасов, сырья, закупочную, складскую);
– интеллектуальную собственность;
– бизнес-интересы корпораций;
– стратегии развития,
стратегические и краткосрочные планы и целевые программы обеспечения
безопасности корпораций;
– бизнес-проекты.
4.
Сферы обеспечения безопасности (государственная, военная, социальная,
экономическая, информационная, экологическая и т.д.)
Жизнь и
деятельность страны и населения развиваются в различных сферах
жизнедеятельности, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов
опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь личности, общества,
государства. В содержательном плане выделяются следующие сферы (виды)
деятельности: экономическая, информационная, продовольственная,
технологическая, культурная и многие другие.
Рассмотрим основные сферы государственной безопасности:
1. Геополитическая безопасность
направлена на защиту геополитических интересов страны: территории,
политического и информационного пространства в системе глобальных политических
отношений. Объектами безопасности являются территориальная целостность
государства, информационное, экономическое и политическое пространство.
2. Политическая безопасность
определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и
решать вопросы государственного устройства, зависит от внутриполитической
стабильности и устойчивости положения государства на международной арене.
3. Военная безопасность
основывается на способности защитить суверенитет, территориальную целостность и
население страны от внешних военных угроз. Она определяется возможностью
обеспечения интересов безопасности вооруженными силами государства.
4. Экономическая безопасность
характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических
отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества,
государства, наличием: полезных ископаемых, развитой инфраструктуры,
квалифицированной рабочей силы и характером интеграции в систему мировых
экономических связей.
5. Социальная безопасность
включает совокупность мер по защите интересов страны и общества в социальной
сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы
жизнеобеспечения.
6. Экологическая безопасность
- это обеспечение устойчивого и оптимального на длительных отрезках времени
равновесия между природными и антропогенными экосистемами, техносферой и
населением.
7. Информационная безопасность
- это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее
формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.
8. Демографическая безопасность
определяется состоянием защищенности количества и этнического состава населения
страны от внешних и внутренних угроз.
9. Культурологическая безопасность
- это создание условий нормального развития общества, защита культурного
наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранность своего
высокого культурного достояния, своей самобытности.
10. Продовольственная безопасность
- это способность отечественных производителей обеспечить население страны
питанием, по объему и калорийности соответствующим минимальным медицинским
нормам.
11. Научно-техническая безопасность
включает способность государства обеспечивать поддержание своего научного и
технического потенциала на современном уровне, отвечающего потребности
общества.
Экономической безопасность – это состояние защищенности экономики от внешних и
внутренних угроз.
Цель экономической
безопасности заключается в обеспечении устойчивого экономического развития
страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан
при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых
ресурсов и окружающей среды.
Главный критерий экономической безопасности – стабильный
прирост производительности общественного труда не менее 5%.
Объектами экономической безопасности являются:
-
экономическая система страны (производители и продавцы продукции, работ и
услуг);
-
природные ресурсы (сельскохозяйственные угодья, лес, пресные и морские воды,
полезные ископаемые и др.)
Субъектами экономической
безопасности являются:
-
функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
-
налоговые и таможенные службы;
-
банки, биржи, фонды, страховые компании;
-
производители и продавцы продукции, работ и услуг;
-
общества потребителей.
Угрозы экономической
безопасности:
- нарушение оптимального функционирования
экономической системы (развал производства, утеря государственного управления
экономикой, налогообложением, внешней торговлей; нарушение межотраслевого
баланса народного хозяйства; разрушение денежной и финансово-кредитной системы;
бесконтрольный рост внешнего долга и др.);
- установление контроля иностранного капитала за
отечественной экономикой;
- бесконтрольное использование природных ресурсов;
- снижение интеллектуального потенциала;
- несоответствие производительных и производственных
отношений уровню технологических разработок.
Под информационной безопасностью понимается
состояние защищенности информационных ресурсов, технологии их формирования и
использования, а также прав субъектов информационной деятельности.
Целью информационной
безопасности является защита информации и прав субъектов информационной
деятельности при формировании информационных технологий, инфраструктуры и
информационных ресурсов путем проведения правовых, организационных и
технических мероприятий.
Критерием информационной
безопасности считается гарантированная защищенность информации от утечки,
искажения, утраты или иных форм негативного воздействия.
Объектами информационной
безопасности выступают: информация, затрагивающая государственные, служебные,
коммерческие, интеллектуальные и личностные интересы, а также средства ее
обработки и передачи.
К субъектам информационной
безопасности относятся:
- органы государственной власти;
- средства массовой информации;
- граждане и общественные объединения;
- предприятия и учреждения независимо от форм
собственности.
Угрозами информационной
безопасности являются:
- информационная война;
- деятельность разведывательных и специальных служб
иностранных государств;
- деятельность иностранных негосударственных структур
и организаций, несовместимая с безопасностью и интересами государства;
- преступные действия иностранных и международных
криминальных групп, структур и отдельных лиц;
- противозаконная деятельность юридических и
физических лиц, а также иных субъектов в области формирования, использования и
распространения информации, включая нарушение установленных регламентов сбора и
использования информации;
- утечка, разглашение и несанкционированный доступ к
конфиденциальной информации.
Продовольственная безопасность– важнейший компонент безопасности личности, общества,
государства. Страна может быть производителем продуктов питания на 100%, - 50%,
- 10%, но даже при этих показателях она обязана обеспечить население продуктами
питания, а значит и свою независимость.
Продовольственная
безопасность – это способность отечественных производителей
обеспечить население страны питанием в объемах и калорийности, соответствующих
минимальным медицинским нормам, то есть независимость в условиях войны или вооруженных
конфликтов.
Целью продовольственной
безопасности является обеспечение устойчивого развития производства
продовольствия при минимальных затратах труда и природоохранном использовании
земли, водоемов и сырьевых ресурсов.
Критерий продовольственной
безопасности – отечественное обеспечение населения страны питанием в объемах и
калорийности не менее требуемого уровня.
Объекты продовольственной
безопасности:
- национальная система производства и распределения
продовольственных товаров;
- сельскохозяйственные, охотничьи, рыбные угодья;
- птицефермы, свинофермы, коневодство, производство
крупного рогатого скота.
Субъекты продовольственной
безопасности:
- функциональные и отраслевые министерства и
ведомства;
- налоговые и таможенные службы;
- производители и продавцы продукции, работ и услуг;
- общества потребителей.
Угрозы продовольственной
безопасности:
1) общий развал агропромышленного комплекса;
2) потеря государственного управления
сельскохозяйственным производством, налогообложением, ценообразованием, внешней
торговлей;
3) контроль внешних товаропроизводителей над
внутренним рынком;
4) антропогенная деградация сельскохозяйственных
угодий;
5) свертывание разработок агропромышленных технологий;
6) рискованность зоны земледелия;
7) отсутствие потенциала трудовых ресурсов в сельской
местности;
8) снижение покупательной способности населения;
9) отсутствие реальной статистической отчетности в
агропромышленном комплексе.
Таким образом, представляя многообразие угроз и
опасностей, выделяют основные сферы (направления) безопасности, среди которых:
геополитическая, экономические, социальные, политические, информационные,
военная, культурологическая, демографическая, информационная,
продовольственная, научно-техническая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий