Основы конституционного права Французской республики.
- Президент Франции.
- Правительство Франции
- Суд и местные органы Франции.
1. Президент Франции.
Президент
является основной фигурой в системе государственной власти Франции. Конституция
Франции не только прямо перечисляет полномочия президента, но и определяет его
функции, ключевые для нормального функционирования государственного механизма.
Так, согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции,
обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а
также преемственность государства, "является гарантом национальной
независимости, территориальной целостности и соблюдения международных
договоров". Некоторые перечисленные функции нашли отражение в конкретных
полномочиях президента. Но они могут иметь и иное значение, например
использоваться для расширительной интерпретации полномочий - как их перечня,
так и содержания конкретных полномочий, что имело место, к примеру, при
вынесении де Голлем на референдум в нарушение установленной процедуры вопроса
об изменении Конституции.
Вместе с
тем даже прямо закрепленные за президентом Франции весьма обширные полномочия
используются лицами, замещавшими должность президента после Ш. де Голля, исходя
из политических традиций уважительного отношения к демократическим традициям
весьма сдержанно.
Полномочия Президента можно
условно разделить на две группы. К первой относятся полномочия президента
собственно как главы государства. Ко второй группе - полномочия по руководству
исполнительной властью. Необходимо отметить, что если полномочия президента
собственно как главы государства связаны с возможностью принятия реальных
властных решений, по сути дела они являются проявлением исполнительной власти
президента. Можно иначе классифицировать полномочия президента: полномочия,
осуществляемые им самостоятельно, и полномочия, требующие контрассигнации
премьер-министра и в ряде случаев соответствующих министров. Самостоятельно
президент осуществляет только назначение референдума, роспуск Национального
Собрания, введение чрезвычайного положения, направление посланий палатам
парламента, направление в Конституционный совет запросов о соответствии
Конституции законов и международных договоров. Это, как видно из перечня, в
основном полномочия президента собственно как главы государства. Иные акты
реализации полномочий президента требуют контрассигнации. В этом плане
президент оказывается в некоторой степени зависимым от правительства - ведь
даже назначение на государственные должности может быть проведено только с
согласия последнего. И в этом отношении реальные властные возможности
президента зависят от конкретной расстановки политических сил. Если и
президент, и парламентское большинство (следовательно, и правительство),
принадлежат к одной партии, то роль президента возрастает. Фактически он
возглавляет исполнительную власть. В иных случаях инициатива переходит к
правительству.
Полномочия
президента в основном заключены в сфере исполнительной власти. Он назначает и
освобождает от должности высших должностных лиц исполнительной власти, в том
числе премьер-министра и других членов правительства, председательствует в
Совете министров (только при его участии заседание правительства может иметь
форму заседаний Совета министров), подписывает декреты, акты, осуществляющие
текущее регулирование, и ордонансы, наиболее значимые подзаконные акты,
принятые Советом министров, на практике нередко сам издает акты, регулирующие
отношения в области полномочий исполнительной власти.
В сфере
отношений с парламентом президент созывает этот орган на чрезвычайные сессии,
выступает участником законодательного процесса, включая процесс изменения
Конституции, имеет право роспуска Национального собрания. Президент вправе
назначать референдум, хотя в последние годы это право было несколько
ограничено. Президент единолично после официальной консультации с
премьер-министром, председателями палат парламента и Конституционного совета
вводит в стране чрезвычайное положение, если существует серьезная и
непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации,
либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств, а
нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в
соответствии с Конституцией, прервано. Президент является Главнокомандующим
Вооруженных сил страны, заключает международные договоры, аккредитует
дипломатических представителей, послов и чрезвычайных посланников в иностранных
державах. Он имеет и ряд других полномочий, в том числе по назначению
должностных лиц, помилованию и пр.
Избрание, прекращение полномочий и замещение президента.
Президент
избирается на пять лет всеобщими и прямыми выборами на основе мажоритарной
избирательной системы абсолютного большинства в два тура (во втором туре
требуется относительное большинство).
Полномочия
президента могут быть прекращены досрочно в случае признания его виновным в
совершении государственной измены (любого тяжкого преступления), добровольной
отставки. В случае досрочного прекращения президентом его полномочий, а также в
случае констатации Конституционным советом по запросу правительства наличия
обстоятельств, препятствующих президенту осуществлять полномочия, их временно
осуществляет председатель Сената, а если последний не может замещать его, то
правительство. Они осуществляют все полномочия президента, за исключением
роспуска Национального собрания и передачи ни референдум законопроектов.
Голосование по выборам нового президента o происходит не менее чем через 20 и
не позднее чем через 35 дней после досрочного прекращения полномочий главы
государства. Конституционный совет может констатировать наличие непреодолимых
препятствий для соблюдения этих сроков, что по смыслу данного положения ст. 7
Конституции Франции должно приводить к их продлению.
Президент
обладает неприкосновенностью. Во время исполнения своих полномочий
он может быть привлечен к ответственности только за государственную измену
(правда, ее интерпретация теоретически весьма расширительна, как любое тяжкое
преступление). Обвинение президенту может быть предъявлено только двумя
палатами парламента, принявшими такое решение абсолютным большинством голосов
от общего числа членов каждой из них. После этого дело рассматривает Высокий
суд правосудия. В случае признания президента виновным его полномочия досрочно
прекращаются.
В
соответствии с Конституцией правительство "определяет и проводит политику
нации". Таким образом, на него возложено текущее управление страной, т. е.
обеспечение обычной исполнительно-распорядительной деятельности, в том числе
путем принятия нормативных правовых актов в сфере регламентарной власти.
Реальное содержание полномочий правительства зависит от того, каковы при соответствующем
составе Национального собрания возможности действующего президента. Чем они
меньше, тем больше возможности у правительства действовать по своему
усмотрению, и наоборот.
Правительство
должно пользоваться поддержкой Национального собрания, оно ответственно перед
ним. Правительство может действовать в качестве Совета министров и в качестве
Кабинета министров. Совет министров - это собрание министров под
председательством президента, а Кабинет министров - под председательством
премьер-министра. Конституционные полномочия правительства осуществляет Совет
министров, принимаемые в ходе их осуществления акты подписываются президентом.
Формирование и состав.
Премьер-министр во Франции назначается президентом.
Формально президент может его назначить самостоятельно. Однако он вынужден
учитывать расстановку политических сил в Национальном собрании, поскольку оно в
любой момент может выразить недоверие правительству, ему необходимо заранее
заручиться его поддержкой. Поэтому премьер-министром становится, как правило,
лидер победившей на парламентских выборах партии. Министров назначает на
должность президент по представлению премьер-министра. Премьер-министр
руководит деятельностью правительства. Он наделен достаточно широкими
полномочиями, осуществляемыми им в личном качестве. Так, он назначает на
военные и гражданские должности, обладает правом законодательной инициативы и
т. п. Вместе с тем в деятельности правительства большую роль играют
консультативные органы. Таковыми являются Государственный совет (наряду с
другими функциями он в обязательном порядке проводит правовую экспертизу
подготовленных правительством законопроектов и проектов ордонансов), а также
Экономический и социальный совет, включающий представителей предпринимателей,
профсоюзов, различных действующих в социальной сфере организаций,
представителей науки и практики. Последний консультирует правительство по
социально-экономическим проблемам, проводит экспертизу проектов законов и
подзаконных актов правительства в этой сфере.
Прекращение полномочий.
Министры
отстраняются от должности президентом по представлению премьер-министра.
Правительство может уйти в отставку. Оно обязано уйти в отставку в случае
выражения ему недоверия или отказа в доверии. Президент может отправить
правительство в отставку по своей инициативе. Осуществление полномочий
отдельных министров может быть прекращено в случае привлечения их к юридической
ответственности, реализуемой Судом правосудия. Дело может быть начато по
обращению любого лица, которое посчитало свои права нарушенными в результате
преступления или деликта, совершенного министром.
3. Суд и местные органы Франции.
Суды во Франции.
Во
Франции имеются суды общей юрисдикции, а также специализированные и
административные суды. Кроме того, функционируют своеобразные квазисудебные
органы: Конституционный и Государственный советы. Последний возглавляет систему
административных судов. На низшей ступени судов общей юрисдикции находятся
трибуналы малой инстанции. Они рассматривают гражданские дела с незначительными
по сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела по обвинению в
преступлениях небольшой тяжести (в последнем случае они именуются трибуналами
полиции). Следующий уровень представляют трибуналы большой инстанции,
рассматривающие по первой инстанции большую часть гражданских и уголовных дел.
В последнем случае они именуются правительными судами. Они не могут
рассматривать уголовные дела, приговор по которым может предусматривать
тюремное ключение сроком свыше пяти лет. Такие дела рассматривают суды ассизов
в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных. В отличие от
англосаксонской модели суда присяжные составляют с профессиональными судьями
одну коллегию и участвуют в определении наказания и решении иных правовых
вопросов. Трибуналы большой инстанции и суды ассизов действуют, как правило, на
одном территориальном уровне -- в департаменте.
Специализированные
суды могут быть как уголовными (например, суды по делам
несовершеннолетних), так и гражданскими (например, торговые суды, трибуналы по
вопросам аренды и др.). В их составе нередко заседают судьи трибуналов малой
или большой инстанции.
Компетенция апелляционных судов, рассматривающих дела
во второй инстанции, распространяется на решения как обычных, так и
специализированных судов. Кассационный суд возглавляет систему судов общей
юрисдикции.
Система
административной юстиции состоит из административных, апелляционных
административных судов и Государственного совета, который возглавляет систему
органов административной юстиции. Эти суды рассматривают споры в сфере
административных отношений. Особенность этих судов заключается в том, что они
состоят из чиновников, не являющихся судьями в собственном смысле слова.
Для
разрешения споров о компетенции между судами общей юрисдикции и
административными судами Кассационным судом и Государственным советом на
паритетных началах формируется Трибунал по конфликтам. При судах во Франции
создается прокуратура, подчиняющаяся министру юстиции, основная задача которой
- поддержание государственного обвинения. При Кассационном суде действует
Генеральный прокурор.
Специфическими
органами, которые хотя и именуются судами, но не входят в судебную систему в
собственном смысле слова, являются Высокий суд правосудия и Суд правосудия
республики. Высокий суд правосудия состоит из 12 депутатов Национального
собрания и 12 членов Сената (постоянных судей) и еще 12 заместителей судей
также из числа парламентариев. При нем действует ежегодно утверждаемая
Кассационным судом Следственная комиссия. Он предназначен для реализации ответственности
президента и на практике ни разу не использовался. В свою очередь, Суд
правосудия Республики создается в составе также парламентариев (по шесть от
палаты) и трех судей Кассационного суда для рассмотрения дел об уголовной
ответственности членов правительства. Его решения могут быть обжалованы в
Кассационном суде. Указанные суды должны действовать на тех же процессуальных
основаниях, что и обычные суды.
Статус судьи во Франции.
Статус
судьи характеризуется прежде всего наличием принципа несменяемости судьи и
требованием его профессионализма. Даже судья низового уровня по общему правилу
должен быть профессиональным юристом. Распространено участие судей более
высокого уровня в рассмотрении дел на нижестоящем уровне, т. е. судья, будучи
судьей конкретного суда, работает не только в нем. Назначение судей
осуществляется президентом по предложению Высшего совета магистратуры
(полностью - судей Кассационного суда; в иных судах общей юрисдикции, кроме
трибуналов малой инстанции, - только председателей) либо самим Высшим советом
магистратуры - специально созданным для работы с кадрами судов и прокуратуры
органом, формально возглавляемым президентом. Данный орган решает также вопросы
об ответственности судей и прокуроров. В нем создано два отделения: одно
занимается судьями, другое - прокурорами. Высший совет магистратуры состоит из
представителей судей и прокуроров, избранных из состава судейского и
прокурорского корпусов (по шесть человек в каждом отделении), а также лиц,
назначенных президентом, палатами парламента и Государственным советом - по
одному в отделение от каждого органа.
Местные органы публичной власти.
Главным
представительным органом публичной власти региона выступает региональный совет.
Он во Франции избирается путем прямых выборов на основе пропорциональной
избирательной системы по многомандатным округам. Председатель регионального
совета одновременно и руководит его работой, и возглавляет исполнительную
власть в регионе. В каждом департаменте действует избираемый по мажоритарной системе
сроком на шесть лет генеральный совет. Он обновляется наполовину каждые три
года. Систему исполнительно-распорядительных органов возглавляет избираемый
советом председатель. Представительный орган коммуны - муниципальный совет,
срок полномочий которого составляет шесть лет. В зависимости от численности
населения коммуны используется либо мажоритарная избирательная система, либо
мажоритарная в сочетании с пропорциональной. Муниципальный совет избирает из
своего состава большинством голосов мэра, возглавляющего систему
исполнительно-распорядительных органов.
В
департаменте предусматривается наличие представителя центральной власти -
префекта (комиссара республики). Он назначается президентом по представлению
министра внутренних дел. Один из префектов департамента одновременно является
префектом соответствующего региона. В задачу префекта (департамента и региона)
входят административный надзор за деятельностью местных органов власти и
руководство работой территориальных органов центральных ведомств. Ему
подчиняется административный аппарат, кроме того, ему подчинены некоторые
местные подразделения центральных ведомств. Префекту подчиняются субпрефекты,
действующие в пределах округов. Функции представителя центральной власти в
коммуне осуществляет мэр коммуны. Префект и субпрефект могут оспорить в
административном суде решение соответствующего местного органа, в случае если
сочтут, что такое решение противоречит законам республики. Действие решений
муниципального совета может быть ими при остановлено. Окончательно спор
разрешается судом. При неспособности муниципального совета осуществлять
управление местными делами он может быть досрочно распущен президентом.
Заморские
территории имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти. В
каждую территорию назначается представитель государства, который осуществляет
контроль за законностью деятельности местных органов власти. На Корсике создан
парламент - Собрание, которое принимает законы. Оно формирует осуществляющий
исполнительную власть Исполнительный совет, возглавляемый председателем
Собрания. Собрание может быть распущено правительством Франции, если последнее
сочтет, что нормальная работа Собрания невозможна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий