Лекция 1.
Основы конституционного
права Французской республики.
- Конституция Французской
Республики.
- Основы конституционного статуса
человека во Франции.
- Территориальное устройство
Франции.
- Парламент Франции.
1. Конституция Французской Республики.
Конституция
Франции была одобрена на референдуме 28 сентября 1958 г. Вообще же
конституционная история Франции весьма богата, ведь с 1791 г. было принято
около полутора десятков различных основных законов. В результате действия
целого ряда разнообразных факторов во второй половине 1950-х гг. управление
страной вошло в кризис. В сложившейся ситуации парламент Франции большинством
голосов наделил генерала Ш. де Голля, не занимавшего тогда никакой должности,
чрезвычайно широкими полномочиями в сфере конституционной реформы. Ему
поручалось организовать разработку новой Конституции. Одновременно были
сформулированы принципы, которые должны были найти отражение в Конституции,
включая выборность, ответственное правительство, систему "сдержек и
противовесов", соблюдение основных прав и свобод. Конституция была
разработана в ближайшем аппарате Ш. де Голля, поддержана Конституционным
консультативным комитетом, включающим лиц, делегированных палатами парламента и
правительством, а затем вынесена на референдум, на котором и была одобрена.
Конституция
Франции имеет ряд специфических черт. Во-первых, она регулирует в
основном систему государственной власти. Несмотря на то что она не имеет
отдельной главы о правах человека, тем не менее в ее Преамбуле содержится
отсылка к правам человека, отраженным в Декларации прав человека и гражданина
1789 г. и в Преамбуле к Конституции 1946 г., что имеет важное регулятивное
значение. В соответствии с ней Декларация и Преамбула Конституции 1946 г. признаются
действующими источниками конституционного права. В этом отношении можно
утверждать, что Конституция Франции не вполне кодифицированная: состоит из трех
правовых актов.
Во-вторых,
в соответствии с Конституцией во Франции сложилась смешанная республика как
форма правления, сочетающая в себе элементы как президентской, так и
парламентарной республик. Соответствующая модель власти получила наименование
"Пятая Республика". Конституция подтверждает главенствующее положение
исполнительной власти, устанавливает рамки законодательной деятельности,
наделяет существенными полномочиями главу французского государства, даже
наделяет правительство правом изменять на основании заключения Конституционного
совета акты парламента, если тот вышел за пределы своей компетенции. Все это
иногда называют системой рационализированного парламентаризма. Однако в целом
парламент в системе власти Франции отнюдь не находится в зависимом от
исполнительной власти положении, поскольку наиболее важные общественные
отношения могут регулироваться законами, а кроме того, парламент наделен
реальными полномочиями по контролю за исполнительной властью.
В-третьих,
в Конституции страны существенное внимание уделено вопросам внешней политики
Франции. Провозглашается преимущественная юридическая сила ратифицированных
международных договоров по сравнению с внутренним законом. Конституция решила
вопрос о бывших колониях Франции в пользу их суверенитета. Включены в
Конституцию и положения, определяющие членство Франции в Европейском союзе.
Французская
Конституция является "жесткой". Есть два варианта ее изменений, или,
как это именуется в самом документе, конституционного пересмотра: первый -
через референдум, второй - на основе решения специально созываемого
Конституционного конгресса (палат парламента, заседающих и голосующих
совместно). Выбор процедуры принадлежит президенту, он может передать проект
изменений на рассмотрение Конституционного конгресса, при том что по общему
правилу предусматривается процедура референдума.
Субъектами
права инициативы внесения изменений в Конституцию выступают президент
республики, действующий по предложению премьер-министра, и члены парламента.
Проект изменений должен быть поддержан большинством голосов каждой из палат
парламента. После этого президент осуществляет указанный выше выбор процедуры
утверждения (ратификации) изменений. Однако Конституция не обязывает президента
республики прибегнуть к последующей процедуре, т. е. дальше принятия палатами
Парламента процесс изменений может не пойти, если президент этого не захочет.
На референдуме изменения должны получить поддержку абсолютного большинства
избирателей, участвующих в голосовании, в Конституционном конгрессе - 3/5 от
общего числа поданных голосов. Изменения в Конституцию Франции вносились за ее
историю с 1958 г. неоднократно, касаясь в основном системы государственных
органов.
Конституционный контроль во Франции осуществляется
Конституционным советом и Государственным советом
(последним относительно актов исполнительной власти). В определенном смысле
квазисудебный характер деятельности этих органов выражается в том, что
процедура рассмотрения дел в них не столь формализована, как в судах, и можно
говорить о преобладании письменного производства.
Конституционный совет состоит из девяти членов,
назначаемых сроком на девять лет: три члена назначаются президентом республики,
три председателем Национального собрания, три - председателем Сената. Из них
каждые три года заменяется по одному члену, повторное занятие должности
запрещено. В состав Конституционного совета пожизненно входят также все бывшие
президенты Французской Республики, если не заявят о своем неучастии а его
работе (в настоящее время в Конституционном совете состоят только назначаемые
члены).
Конституционный совет
осуществляет только предварительный контроль за соответствием законов
Конституции. Законы подлежат контролю в тот период, когда они уже приняты
парламентом, но еще не подписаны президентом. Регламенты палат и органические
законы подлежат обязательному предварительному конституционному контролю. Иные
законы и международные договоры до их ратификации проверяются по инициативе
президента, премьер-министра, председателей палат парламента и не менее 60
членов любой палаты (последние не могут инициировать проверку относительно
международных договоров). Если законы признаны противоречащими Конституции, они
не могут быть предметом дальнейшей законодательной процедуры.
Конституционный
совет также разрешает споры о компетенции между правительством и парламентом,
прежде всего по вопросу о том, принят ли закон, уже вступивший в силу, в
пределах полномочий парламента; если нет, он может быть изменен правительством.
Конституционный совет наделен и полномочиями в сфере выборов и референдума. Он,
например, рассматривает жалобы относительно правильности проведения выборов
президента республики, депутатов и сенаторов и может отменить результаты
голосования.
Государственный совет, который
формируется правительством в основном из специалистов в сфере права, разрешает
дела о несоответствии Конституции актов исполнительной власти по жалобам лиц,
права которых затронуты тем или иным актом. Если неконституционность акта будет
установлена, он аннулируется. Такой конституционный контроль уже после
вступления закона в силу называется последующим. Данные полномочия по конституционному
контролю, осуществляемые Государственным советом, рассматриваются в рамках его
полномочий как органа, возглавляющего систему административных судов. Он имеет
также полномочия по экспертизе проектов правовых актов, подготовленных
правительством, а также по консультированию правительства по правовым и
административным вопросам. Различные полномочия осуществляются секциями
Государственного совета.
2. Основы конституционного статуса человека во
Франции.
Ведущую
роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют
Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбула к Конституции 1946 г.
Если первый акт регулирует главным образом личные и политические права, а также
право собственности, то второй документ - в большей степени социально-экономические
права. В целом же перечень прав и свобод, указанных в этих документах, не самый
объемный для современного демократического государства. Однако отсутствие
некоторых прав среди перечисленных не означает их умаления, поскольку все права
обеспечиваются гарантиями, основными из которых являются закрепление таких
принципов права, как свобода и равенство, а также установление организационных
и правовых механизмов защиты прав.
Целям
гарантии прав и свобод служит институт Посредника (французский вариант
омбудсмана), назначаемого на должность правительством на заседании под
председательством президента. Посредник рассматривает жалобы граждан на
действия или бездействие администрации. Жалобы Посреднику направляются через
парламентариев обеих палат. Однако он не может принимать императивных решений
по жалобам. Его задача заключается только в привлечении внимания к нарушениям,
внесении предложений об устранении нарушений. При этом у него есть право
возбуждать дисциплинарное производство в связи с нарушением прав, если
отсутствует компетентный орган, который может это сделать по рекомендации
посредника. Требования Посредника о предоставлении материалов, информации, явке
к нему должностных лиц исполнительной власти, проведении органом
государственной власти расследований и проверок обязательны для исполнения. Во
многом именно для защиты прав и свобод была создана система административной
юстиции.
В
качестве личных прав и свобод закрепляются свобода (определяемая как
возможность делать все то, что не наносит вреда другому лицу), безопасность, а
также комплекс уголовно-процессуальных гарантий прав человека (право на должную
судебную процедуру, предписанную законом, недопустимость обратной силы закона,
презумпция невиновности, ряд других).
Одним из
основных политических прав, как и в других странах, является активное и
пассивное избирательное право. Его особенности во Франции заключаются в
следующем. Во-первых, его правовое регулирование систематизировано в
специальном Избирательном кодексе, который интересен тем, что одновременно
содержит в себе нормы, имеющие силу как обычного, так и органического законов.
Это было связано с тем, что он не принимался законодателем как единый акт, а
был создан на основе действующих законов правительством. Во-вторых, имеется сочетание
прямого и косвенного (при выборах Сената) избирательного права. В-третьих,
существуют ценз оседлости, составляющий шесть месяцев, возрастные цензы при
осуществлении пассивного избирательного права (по выборам в Национальное
собрание пассивное избирательное право предоставляется с 23 лет, в Сенат - с 35
лет, в региональные и генеральные советы -- с 21 года), моральные цензы (не
вносятся в списки избирателей банкроты, а также лица, лишенные судом
избирательных прав на тот или иной срок), цензы занятий (так называемая
неизбираемость ряда должностных лиц исполнительной власти и военнослужащих).
В-четвертых, широко применяется избирательный залог. В-пятых, при выборах в
Национальное собрание используется мажоритарная система абсолютного
большинства, в то время как при выборах в советы территориальных единиц
используются и мажоритарная (например, при выборах в генеральные советы), и
пропорциональная (например, при выборах в региональные советы), и смешанная
системы (при выборах в некоторые муниципальные советы в зависимости от
численности населения).
Существует
и право на объединение, в том числе право на создание политических партий. При
этом не делается различий в статусе партий и других общественных объединений;
на них распространяются одинаковые правила образования и деятельности. Во
Франции предусматривается государственное финансирование пропорционально числу
мест, полученных в парламенте на последних выборах. Предусматривается и право
на членство в профсоюзе.
Среди других политических прав необходимо упомянуть
право на доступ к публичным постам, подотчетность должностных лиц народу, право
на сопротивление угнетению, свободу мнений взглядов и слова, право убежища на
территории Франции всех лиц, преследуемых за свою деятельность в защиту
свободы.
Кроме того,
провозглашаются следующие социально-экономические права или права в области
культуры: "священное и неприкосновенное" право собственности (при
этом допускается национализация предприятий), гласность налогообложения, права
на забастовку, на участие в управлении предприятиями, право на охрану здоровья,
материальное обеспечение, отдых и досуг, право на социальное обеспечение, право
на равный доступ к образованию, приобретению профессии, на доступ к культуре.
Преамбула устанавливает и некоторые обязанности: трудиться, солидарно
участвовать в "бремени, вытекающем из национальных бедствий".
3. Территориальное устройство Франции
Франция
представляет собой децентрализованное унитарное государство. Основными
особенностями ее территориального устройства являются наличие заморских
департаментов и заморских территорий, многоуровневость территориального
устройства метрополии (при недопустимости установления отношений подчинения
между территориями различного уровня, что на практике не всегда удается
соблюсти), а также сочетание на местах самоуправления территорий с
государственным управлением. Местное самоуправление в собственном смысле слова
осуществляется в коммунах и департаментах, а регионы можно считать
своеобразными территориальными автономными единицами; решаемые на этом уровне
вопросы уже сложно отнести к вопросам местного значения; не имеют
самоуправления округа. Кроме того, к специфическим чертам можно отнести и
унификацию организации власти на местах, и наличие ряда специальных
территориальных округов (военных, школьных и т. п.), которые не всегда
совпадают с общими территориальными единицами. К ним относятся также кантоны, в
основном выполняющие ныне функции судебных и избирательных округов.
Вся
европейская территория Франции делится в настоящее время на 22 региона. Каждый
регион обладает автономией, задача его органов состоит в обеспечении
экономического, социального, культурного и научного развития и защите
самобытности соответствующей территории. Регионы имеют свой бюджет,
самостоятельно разрабатывают планы экономического и социального развития. В
социально-экономической сфере они наделены широкими полномочиями.
В каждом
регионе создается по нескольку департаментов, а всего их 96. Департаменты - это
основные единицы территориального деления. Департамент призван координировать
деятельность органов самоуправления коммун, в том числе оказывать им финансовую
помощь. Департаменты делятся на округа, в которых местное самоуправление не
осуществляется: их задача заключается в надзоре за коммунами и координации их
деятельности, в основном в социальной сфере. Коммуны, которых в стране
насчитывается более 36 000, являются низовой территориальной единицей. Они
создаются в городских и сельских поселениях. Вместе с тем Париж одновременно
имеет статус как коммуны, так и департамента. Кроме того, Париж, Лион и Марсель
делятся на внутригородские округа, в которых в отличие от указанных выше
над-коммунальных округов осуществляется местное самоуправление. Полномочия
между всеми указанными уровнями публичной власти разграничены Законом 1982 г. о
децентрализации, рядом других законов.
Заморские территории.
Заморскими территориями и департаментами именуются
некоторые находящиеся вне европейской Франции территории и острова, имевшие
ранее статус французских колоний, над которыми сохранился суверенитет Франции.
Заморские территории - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и
Футуна, Арктические земли - обладают широкой автономией. Однако вопросы
обороны, внешней политики, судебной системы находятся в ведении Франции. Статус
заморских Департаментов (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) аналогичен
статусу одновременно французских регионов и департаментов. Это означает, что
органы заморских департаментов осуществляют одновременно полномочия,
принадлежащие на европейской территории Франции как регионам, так и
департаментам.
Корсика
обладает большей степенью автономии, чем другие территории метрополии. Ее
статус определен Законом 1991 г. о статусе территориального коллектива Корсики.
Это прежде всего выражается в большем объеме полномочий ее органов власти, а
также в наличии своего парламента - Собрания. Предоставление Корсики большей,
самостоятельности обусловлено особенностями ее национального состава. По сути,
там имеет место национально-территориальная автономия.
4. Парламент Франции.
Структура.
Парламент
Франции состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Национальное
собрание избирается на основе двух туровой мажоритарной системы абсолютного
большинства (во втором туре требуется относительное большинство). Ныне его
численность составляет 579 депутатов, которые избираются единовременно на пять
лет. Одновременно с избранием депутатов избираются их заместители. Во время
исполнения депутатом должностных обязанностей, не совместимых с депутаством (в
основном в исполнительной власти), а также в случае досрочного прекращения по
каким-либо причинам полномочий депутата заместитель занимает его место.
Верхняя палата - Сенат -
состоит из 321 члена, избираемых сроком на девять лет. Сенат обновляется на 1/3
каждые три года; он избирается путем косвенных выборов создаваемыми в
департаментах коллегиями, включающими депутатов всех уровней, кроме коммуны,
избранных на территории департамента, и представителей муниципальных советов
коммун, находящихся на территории департамента.
Структуры
обеих палат схожи: в каждой избирается председатель (в Национальном собрании -
на пять лет, в Сенате - на три года до нового частичного обновления палат).
Председатели наделены как полномочиями по организации работы палаты, так и
собственными полномочиями (например, по назначению членов Конституционного
совета). Предусмотрены должности заместителей председателя палаты, секретарей
(следят за соблюдением процедуры принятия и оформления принимаемых палатой
актов, выполняют ряд других, менее значимых функций), квесторов (контролируют
финансовую деятельность руководства палаты). Из указанных лиц формируется Бюро
палаты. Бюро вместе с руководителями парламентских групп (партийных фракций) и
председателями постоянных комиссий образует Совещание председателей, которое
вырабатывает повестку дня и решение о приоритетности рассмотрения тех или иных
вопросов. В каждой палате образуется по шесть постоянных комиссий. Помимо них
могут создаваться специальные законодательные комиссии (для работы с одним
законопроектом), а также временные комиссии (следственные и контрольные). В
каждой палате действуют также парламентские делегации по делам европейских
сообществ, ведающие вопросами, связанными с деятельностью европейских
институтов.
Полномочия парламента.
В
Конституции Франции установлен ограниченный перечень сфер, в которых парламент
имеет право принимать законы. По всем остальным вопросам нормативные акты
принимает правительство. К этому перечню, в рамках которого принимаются законы,
относятся регулирование гражданских прав и их основных гарантий, вопросы
гражданства, семейных отношений, наследования и дарения, уголовное право,
уголовный процесс и амнистия, судоустройство и определение статуса судей,
денежная эмиссия, установление и взимание налогов, определение порядка выборов
в палаты парламента и в органы местного самоуправления, государственная служба,
национализация и приватизация предприятий. Сюда же относится определение
основных принципов организации национальной обороны, местного самоуправления,
образования, режима собственности, других вещных прав, а также обязательств,
трудового, профсоюзного права и права социального обеспечения (ст. 34
Конституции), а также одобрение наиболее важных международных договоров (ст. 53
Конституции). Именно по указанным вопросам парламент принимает законы.
Остальные вопросы государственной и общественной жизни относятся к сфере
регламентарных полномочий - решаются президентом и правительством. У парламента
имеется еще ряд полномочий, не связанных с изданием законов, но и они прямо и
исчерпывающе закреплены в Конституции.
Тем не
менее к важнейшим полномочиям относятся полномочия по принятию законав. Право
законодательной инициативы принадлежит премьер-министру и парламентариям:
премьер-министр вносит законопроекты, а парламентарии - законопредложения.
Законодательная инициатива может быть внесена в любую палату.
Обычно
законопроекты проходят три чтения, к которым их готовит постоянная или
специальная комиссия. Закон считается принятым парламентом, если получит в
идентичном виде одобрение обеих палат. Если же этого не происходит, применяется
"метод челнока": закон поочередно рассматривается палатами до тех
пор, пока ими не будет выработан единообразный текст. Остановить такую
последовательную передачу текста законопроекта при отсутствии согласия палат
может только правительство. После трехкратного голосования по закону в каждой
палате либо после однократного голосования палатами по закону, принятие
которого объявлено правительством срочным, премьер-министр вправе созвать
совместную комиссию палат, сформированную на паритетных началах. Если не
удастся выработать и принять в каждой из палат согласованный текст,
Национальное собрание по уполномочению правительства может принять его
самостоятельно.
После
принятия парламентом закон подписывается президентом. В течение 15 дней
президент может наложить вето на закон в целом или на отдельные его положения
(выборочное вето - это также специфическая черта законодательного процесса
Франции). Президентское вето может быть преодолено палатами парламента путем
повторного принятия закона в прежней редакции абсолютным большинством голосов.
В этом случае президент подписывает закон. Президент может инициировать
рассмотрение в Конституционном совете вопроса о конституционности закона до его
подписания.
У
принятия органических законов (принимаются в четко указанных в Конституции случаях;
обычно регулируют организацию публичной власти) имеются свои особенности. Так,
на обсуждение и принятие решения в палате его после внесения должно отводиться
не менее 15 дней; органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты
обеими палатами в идентичной редакции; иные органические законы могут быть по
требованию правительства и с соблюдением указанной выше процедуры при
отсутствии согласия между палатами приняты только Национальным собранием, но
при этом требуется абсолютное большинство от списочного состава депутатов (для
принятия таким образом обычного закона достаточно большинства от числа
участвовавших в голосовании при наличии кворума); органические законы до
подписания президентом подлежат обязательному конституционному контролю.
Финансовые
законы, касающиеся бюджета, налогов, могут быть внесены только в Национальное
собрание. Правом законодательной инициативы здесь наделено исключительно
правительство. Если парламент не принял такой закон в течение 70 дней, то этот
вопрос может урегулировать президент.
Во
Франции широко используется делегированное законодательствование. Делегирование
полномочий осуществляется путем издания специального закона, который
предусматривает в рамках программы правительства предмет и срок передачи
законодательных полномочий. В порядке делегирования правительство издает
ордонансы по вопросам, относящимся к компетенции законодателя. До конца срока,
на который осуществлялось делегирование, парламент на основе законодательной
инициативы правительства должен утвердить такой ордонанс, поскольку в противном
случае он утрачивает силу.
У
парламента имеются также контрольные полномочия. Текущий контроль за
деятельностью правительства осуществляется путем направления вопросов
правительству или министрам, ответы на которые обязательны. Вопросы могут быть
устными (с дебатами, т. е. предполагающие обмен мнениями, и без дебатов) и
письменными. Ответы на устные вопросы также даются устно, а на письменные -
публикуются официально. Интерпелляция в собственном смысле слова, т. е. запрос,
ответ на который влечет голосование о доверии или недоверии правительству,
формально во Франции не предусмотрена, однако по мотивам ответа на вопрос
Национальное собрание может проголосовать за резолюцию порицания. Контроль
может быть осуществлен посредством контрольных и следственных комиссий, а также
постоянных комиссий, имеющих в том числе контрольные полномочия. Палаты могут
осуществлять контроль и опосредованно: с помощью посредника, либо Счетной
палаты. Задачей Счетной палаты является контроль за исполнением финансовых
законов администрацией. Ее члены наделены статусом судей. Эти формы контроля
применяются обеими палатами парламента, однако нижняя палата - Национальное
собрание - может выразить правительству недоверие, принять резолюцию порицания.
Кроме того, само правительство может поставить перед этой палатой вопрос о
доверии себе. Резолюция порицания выносится по инициативе не менее 1/10 от
общего числа парламентариев Национального собрания. Голосование по резолюции
может состояться не ранее чем через 48 часов после внесения ее проекта.
Резолюция считается принятой, если за нее проголосует абсолютное большинство от
общего числа депутатов палаты.
Постановка премьер-министром вопроса о доверии связана
с необходимостью получения поддержки парламента после формирования
правительства (на рассмотрение выносится программа или декларация об общей
политике правительства) или с рассмотрения парламентом какого-либо акта, чаще
всего законопроекта, инициированного правительством. В первом случае выражение
доверия правительству и одобрение соответствующего документа - одно и то же. В
случае же если постановка вопроса о доверии связана с законопроектом, то
собственно вопрос о доверии не голосуется, так как доверие считается
выраженным, а законопроект - одобренным, если в течение 24 часов после
постановки вопроса о доверии Национальное собрание не вынесет резолюцию
порицания.
Правовое
последствие вынесения резолюции порицания и отказа в доверии заключается в том,
что правительство уходит в отставку. Несмотря на то что роспуск Национального
собрания не связан именно с этими действиями нижней палаты, целевое назначение
этого института таково, что роспуск может последовать после внесения проекта
резолюции порицания либо вслед за отказом в доверии, либо при угрозе отказа в
доверии.
Парламент
обладает полномочиями в сфере внешней политики и обороны. Они состоят в праве
осуществлять ратификацию наиболее важных международных договоров, давать
разрешение на продление при необходимости на срок свыше 12 дней осадного положения,
введенного Советом министров, на объявление войны и состояния войны. Парламент
формирует так называемые Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики,
имеет право объявлять амнистию.
Процедура деятельности Парламента.
Парламент
является постоянно действующим органом. В настоящее время он проводит одну
очередную сессию в год (до 1995 г. -- две). Во Франции жестко ограничена
возможная продолжительность заседаний палаты в течение сессии - не более 120
дней (сама сессия длится с начала октября по конец июня, но это не значит, что
каждый день проходят заседания). Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются
президентом по требованию премьер-министра либо большинства депутатов
Национального собрания. При этом продолжительность таковой лимитирована 12
днями. В случае же введения президентом чрезвычайного положения парламент
собирается на внеочередную сессию и заседает до окончания чрезвычайного
положения.
Палаты
парламента заседают раздельно, за исключением случаев, когда они образуют
Конституционный конгресс. По общему правилу палата заседает в открытом
заседании, но по требованию премьер-министра или 1/10 парламентариев может
преобразоваться в Секретный комитет, т. е. заседать на закрытом заседании.
Для
Франции характерна очень активная деятельность правительства при подготовке
законопроектов и в иной парламентской работе. К примеру, оно может влиять на
очередность рассмотрения законопроектов в палатах парламента, возражать против
поправок, вносимых в текст законопроекта, потребовать голосования по законопроекту
в том виде, в котором он был внесен правительством (с учетом только тех
поправок, которые устраивают правительство), и пр.
Президент вправе осуществить роспуск
Национального собрания. При этом Конституция не связывает роспуск с
наличием конкретной политической ситуации в стране. Единственное, что
требуется, - это предварительные консультации президента с премьер-министром и
председателями обеих палат парламента. Однако оговорены условия, при которых
такой роспуск недопустим: в течение года после выборов Национального собрания,
состоявшихся после его роспуска; во время действия чрезвычайного положения; при
исполнении председателем Сената или правительства обязанностей президента.
Статус парламентария.
Во
Франции парламентарии обладают свободным депутатским мандатом; они не могут
быть отозваны, не несут ответственности за мнения, высказанные в палате, не
могут быть подвергнуты преследованию или аресту за преступления или проступки
без разрешения палаты (между сессиями - без разрешения Бюро палаты), за
исключением случаев задержания на месте преступления. Особенностями статуса
французского парламентария следует считать установление обязанности при
вступлении его в должность и по окончании мандата представить в Бюро палаты
декларацию о своем имущественном положении, жесткое регулирование
несовместимости депутатского мандата с любой другой административно-властной
либо с коммерческой деятельностью, а также достаточно высокий размер
вознаграждения парламентария.
Комментариев нет:
Отправить комментарий