Рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации
вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской
Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
Согласно
п. 5 ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в
государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Указанное
заключение дается в пленарном заседании Конституционного Суда РФ (п. 3 ст. 21).
Конституционный Суд РФ, таким образом, участвует в процедуре отрешения
Президента РФ от должности, установленной ст. 93 Конституции РФ. Он не выносит
общеобязательного решения, каким является, например, постановление Конституционного
Суда РФ, а только дает свое заключение по одному из этапов отрешения Президента
РФ от должности. Однако, если Конституционный Суд РФ в своем заключении
приходит к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
против Президента РФ, то процедура отрешения Президента РФ от должности должна
быть прекращена.
Запрос о
даче заключения на предмет соблюдения установленного порядка выдвижения
обвинения против Президента РФ в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд РФ
Советом Федерации. Причем запрос направляется не позднее месяца со дня принятия
Государственной Думой решения о выдвижении обвинения против Президента РФ.
Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется
заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков
соответствующего преступления.
К запросу
прилагаются текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол
или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и
тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения
Верховного Суда РФ.
Заключение
по запросу Совета Федерации должно быть дано Конституционным Судом РФ не
позднее десяти дней после регистрации запроса. По итогам рассмотрения дела
Конституционный Суд РФ дает одно из следующих заключений:
- о
соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
- о
несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В случае
принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ
рассмотрение обвинения, как было указано выше, прекращается.
Таким образом,
Конституционный Суд РФ в описанной процедуре проверяет конституционность
правоприменительных действий и решений.
Рассмотрение дел о соблюдении конституционных
требований при проведении
референдума Российской Федерации
Федеральный
конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской
Федерации» предусматривает участие Конституционного Суда РФ в подготовке
референдума в двух случаях. Во-первых, когда решается вопрос о регистрации
инициативной группы по проведению референдума, если референдум инициируется
гражданами1. Во-вторых, когда решается вопрос о назначении
референдума (по инициативе граждан, решению Конституционного Собрания РФ,
обращению уполномоченного федерального органа государственной власти).
При
регистрации инициативной группы референдума избирательная комиссия субъекта РФ,
получившего ходатайство о регистрации региональной подгруппы данной
инициативной группы референдума, незамедлительно уведомляет Центральную
избирательную комиссию РФ о вопросе (вопросах) референдума, указанном
(указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия в течение 10 дней
со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов)
референдума требованиям, предусмотренным Федеральным конституционным законом «О
референдуме Российской Федерации», и принимает соответствующее решение. Если
Центральная избирательная комиссия установила несоответствие вопроса (вопросов)
референдума требованиям, предусмотренным данным Федеральным конституционным
законом, она мотивирует это в своем заключении, которое утверждает своим
решением, и после этого незамедлительно доводит до сведения всех избирательных
комиссий субъектов РФ. После получения этого заключения избирательные комиссии
субъектов РФ не вправе регистрировать региональные подгруппы, обратившиеся с
ходатайством о регистрации в целях реализации инициативы проведения референдума
по данному вопросу (данным вопросам).
Решение
Центральной избирательной комиссии, которым утверждено ее заключение о
несоответствии вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным
Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», может
быть обжаловано в Верховный Суд РФ. При этом если из заключения Центральной
избирательной комиссии следует, что данное решение принято в связи с
несоответствием вопроса (вопросов) референдума Конституции РФ, Верховный Суд
направляет запрос в Конституционный Суд. Приведенное положение следует, видимо,
понимать так: Верховный Суд направляет запрос в Конституционный Суд не всегда,
когда в заключении Центральной избирательной комиссии установлено
несоответствие вопроса (вопросов) референдума Конституции РФ, а только в случае
обжалования уполномоченными субъектами данного заключения в Верховный Суд.
Конституционный
Суд проверяет конституционность вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на
референдум и выносит свое решение. В случае принятия Конституционным Судом
решения о признании вопроса (вопросов) референдума не соответствующим (не
соответствующими) Конституции РФ процедуры по реализации инициативы проведения
референдума прекращаются.
Второй случай участия Конституционного Суда в
процедуре подготовки референдума Российской Федерации связан с назначением
Президентом
РФ указанного референдума. Президент не позднее 10 дней со дня поступления к
нему документов и приложенных к ним материалов по референдуму от Центральной
избирательной комиссии направляет их в Конституционный Суд с запросом о
проверке соответствия Конституции РФ инициативы проведения референдума по
предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд
рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это
решение Президенту. Решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному
опубликованию.
Конституционный
Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией, и в течение
месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит
незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом
соблюдения требований, предусмотренных Конституцией, Президент обязан назначить
референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему
решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного
Суда все процедуры, предусмотренные указанным Федеральным конституционным законом,
прекращаются. О назначении референдума Российской Федерации Президент РФ издает
указ, в котором определяет дату его проведения.
Очевидно,
что вывод Конституционного Суда о соответствии вопроса (вопросов), выносимого
(выносимых) на референдум, сформулированный им в заключении на этапе
регистрации инициативной группы референдума, сохраняет свою силу и на
последующих этапах подготовки и проведения референдума, в том числе на этапе
принятия Президентом решения о назначении референдума. Требуется ли Президенту
на данном этапе при наличии ранее вынесенного заключения все равно обращаться в
Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции инициативы
проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам)
референдума? Да, требуется. Это вытекает из положения ч. I1 ст.
23 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».
Рассмотрение дел о
проверке конституционности проектов законов и неподписанных или
необнародованных законов
Статья 110.6. Направление запроса в Конституционный Суд Российской
Федерации
Президент
Российской Федерации вправе направить в Конституционный Суд Российской
Федерации запрос о проверке конституционности проектов федеральных
конституционных законов и федеральных законов, а также законов, принятых в
порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания
Президентом Российской Федерации и законов субъекта Российской Федерации до их
обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации).
Президент
Российской Федерации направляет в Конституционный Суд Российской Федерации
запрос о проверке конституционности проекта закона Российской Федерации о
поправке к Конституции Российской Федерации в части, касающейся норм,
изменяющих положения Конституции Российской Федерации или определяющих порядок
вступления в силу таких норм, в течение пяти дней после внесения в
Государственную Думу данного проекта субъектом права инициативы такого
предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, а также о проверке
конституционности поправки к такому закону (в части указанных норм) в течение
пяти дней после того, как комитет Государственной Думы, к ведению которого
отнесены вопросы конституционного законодательства, рекомендует эту поправку к
принятию, либо после того, как Государственная Дума примет решение о принятии
поправки к закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской
Федерации, ранее не рекомендовавшейся указанным комитетом Государственной Думы
к принятию.
В части,
касающейся норм проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, не изменяющих положений
Конституции Российской Федерации и не определяющих порядка вступления в силу
норм, изменяющих положения Конституции Российской Федерации, Президент
Российской Федерации вправе направить в Конституционный Суд Российской
Федерации в соответствии с частью первой настоящей статьи запрос, который рассматривается
Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, установленном настоящей
главой для рассмотрения таких запросов.
Президент
Российской Федерации после направления ему Председателем Совета Федерации для
подписания и официального опубликования закона Российской Федерации о поправке
к Конституции Российской Федерации вправе направить в
Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке соответствия
Конституции Российской Федерации порядка его принятия Государственной Думой,
Советом Федерации и рассмотрения законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации. К запросу, направленному
в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с настоящей частью,
прилагаются материалы, подтверждающие, по мнению Президента Российской Федерации,
нарушение установленного порядка принятия и рассмотрения закона Российской
Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Статья 110.7. Допустимость запроса
Запрос в
Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности проекта
федерального конституционного закона или федерального закона допустим, если
Президент Российской Федерации полагает, что его положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, при этом он одобрен (принят)
Государственной Думой в первом или во втором чтении, но не одобрен (не принят)
в третьем чтении.
Запрос в
Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности закона,
принятого в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 или частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, допустим, если
Президент Российской Федерации полагает, что его положения не соответствуют
Конституции Российской Федерации, и запрос направлен в течение срока,
установленного для подписания такого закона Президентом Российской Федерации,
при этом соответствующий закон не подписан Президентом Российской Федерации.
Запрос в
Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности закона
субъекта Российской Федерации до его обнародования высшим должностным лицом
субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) допустим, если Президент
Российской Федерации полагает, что его положения не соответствуют Конституции Российской Федерации.
Запрос в
Конституционный Суд Российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации порядка принятия Государственной
Думой, Советом Федерации и рассмотрения законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов Российской Федерации закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации допустим,
если Президент Российской Федерации полагает, что имело место нарушение
установленного порядка принятия и рассмотрения закона Российской Федерации о
поправке к Конституции Российской Федерации, и запрос направлен не позднее чем
через пять дней со дня направления ему Председателем Совета Федерации данного
закона для подписания и официального опубликования.
Для запроса
Президента Российской Федерации о проверке конституционности проекта закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации или поправки к такому закону
требования допустимости не устанавливаются.
Статья 110.8. Последствия внесения запроса
Внесение в
Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской
Федерации о проверке конституционности закона, принятого в порядке,
предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 или частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, приостанавливает
течение срока для подписания Президентом Российской Федерации этого закона до
вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному
запросу.
Внесение в
Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской
Федерации о проверке конституционности проекта закона Российской Федерации о
поправке к Конституции Российской Федерации или о проверке конституционности
поправки к такому закону исключает его одобрение Государственной Думой:
1) в первом
чтении - при внесении запроса о проверке конституционности проекта закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации;
2) во втором
чтении - при внесении запроса о проверке конституционности поправки к закону
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в связи с тем, что комитет
Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного
законодательства, рекомендует эту поправку к принятию;
3) в третьем
чтении - при внесении запроса о проверке конституционности поправки к закону
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в связи с принятием
Государственной Думой решения о принятии этой поправки, ранее не
рекомендовавшейся комитетом Государственной Думы, к ведению которого отнесены
вопросы конституционного законодательства, к принятию.
Внесение в
Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской
Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации порядка принятия Государственной
Думой, Советом Федерации и рассмотрения законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов Российской Федерации закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации исключает
его подписание Президентом Российской Федерации до вынесения постановления
Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
Статья 110.9. Срок вынесения постановления Конституционного Суда
Российской Федерации
Постановление
должно быть вынесено Конституционным Судом Российской Федерации не позднее чем
через двадцать дней после регистрации запроса, а по запросам, предусмотренным частями второй и четвертой статьи 110.6
настоящего Федерального конституционного закона, - не позднее чем через семь
дней после регистрации запроса.
Статья 110.10. Пределы проверки
По запросу,
предусмотренному частью первой статьи 110.6 настоящего Федерального конституционного закона,
пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации закона (проекта закона)
устанавливаются статьей
86 настоящего
Федерального конституционного закона.
Проект
закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации и
поправка к такому закону (кроме норм, не изменяющих положений Конституции
Российской Федерации и не определяющих порядка вступления в силу норм,
изменяющих положения Конституции Российской Федерации) проверяются на
соответствие положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.
Порядок
принятия Государственной Думой, Советом Федерации и рассмотрения
законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов
Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации проверяется на соответствие положениям Конституции
Российской Федерации, регулирующим принятие федеральных конституционных
законов, и положениям статьи 136 Конституции Российской Федерации.
Статья 110.11. Итоговое решение по делу
По итогам
рассмотрения дела о проверке конституционности проекта федерального
конституционного закона или федерального закона либо закона, принятого в
порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 или частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до его подписания
Президентом Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации до
его обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно
из следующих постановлений:
1) о
признании закона (проекта закона) соответствующим Конституции Российской Федерации;
2) о
признании закона (проекта закона) не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Постановление
о признании закона (проекта закона) не соответствующим Конституции Российской Федерации принимается, если по крайней
мере одно его положение не соответствует Конституции Российской Федерации. В
таком постановлении могут содержаться рекомендации об обеспечении соответствия
закона (проекта закона) Конституции Российской Федерации.
По итогам
рассмотрения дела о проверке конституционности проекта закона Российской
Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации или поправки к такому закону
Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих
постановлений:
1) о
соответствии проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации или поправки к такому закону в части, касающейся норм,
изменяющих положения Конституции Российской Федерации или определяющих порядок
вступления в силу этих норм, положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;
2) о
несоответствии проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации или поправки к такому закону в части, касающейся норм,
изменяющих положения Конституции Российской Федерации или определяющих порядок
вступления в силу этих норм, положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.
По итогам
рассмотрения дела о проверке соответствия Конституции Российской Федерации порядка принятия Государственной
Думой, Советом Федерации и рассмотрения законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов Российской Федерации закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих
постановлений:
1) о
соответствии порядка принятия или рассмотрения закона Российской Федерации о
поправке к Конституции Российской Федерации установленному Конституцией
Российской Федерации порядку;
2) о
несоответствии порядка принятия или рассмотрения закона Российской Федерации о
поправке к Конституции Российской Федерации установленному Конституцией
Российской Федерации порядку.
Статья 110.12. Юридическое значение постановления Конституционного
Суда Российской Федерации
В случае
принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о признании
проекта федерального конституционного закона или федерального закона не
соответствующим Конституции Российской Федерации законодательный процесс по
такому проекту прекращается. Проект федерального конституционного закона или
федерального закона по этому же предмету правового регулирования может быть
внесен в Государственную Думу повторно с исключением из него положений, которые
привели к признанию проекта федерального конституционного закона или
федерального закона не соответствующим Конституции Российской Федерации.
В случае
принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о признании
закона, принятого в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 или частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, не соответствующим
Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации возвращает
данный закон в Государственную Думу для исключения из него положений, которые
привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.
В случае
принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о признании
закона субъекта Российской Федерации до его обнародования высшим должностным
лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не соответствующим
Конституции Российской Федерации данный закон не может быть
обнародован (если закон не был подписан высшим должностным лицом субъекта
Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации), он не может быть
подписан), а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) отзывает свою подпись под данным законом и возвращает его
в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации для
исключения из него положений, которые привели к его признанию не
соответствующим Конституции Российской Федерации.
В случае
принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о
несоответствии проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации он возвращается
субъекту права инициативы предложения о поправке к Конституции Российской
Федерации, установленному статьей 134 Конституции Российской Федерации, и может быть
повторно внесен только при исключении из него положений, которые привели к его
признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.
В случае
принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о
несоответствии поправки к закону Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации в части, касающейся норм, изменяющих положения Конституции
Российской Федерации или определяющих порядок вступления в силу таких норм,
положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации данная поправка не
подлежит включению в текст закона Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации.
В случае
принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о
несоответствии порядка принятия или рассмотрения закона Российской Федерации о
поправке к Конституции Российской Федерации установленному Конституцией
Российской Федерации порядку процесс принятия или рассмотрения данного закона
возобновляется таким образом, чтобы устранить это нарушение.
Вынесение
постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании закона
(проекта закона), указанного в части первой статьи 110.6 настоящего Федерального конституционного закона,
соответствующим Конституции Российской Федерации не препятствует проверке в
соответствии с компетенцией Конституционного Суда Российской Федерации,
установленной подпунктами
"а" и "б"
пункта 1, пунктами 3 и 3.1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, с
учетом требований части второй статьи 74 настоящего Федерального конституционного закона
конституционности положений данного закона после вступления его в силу и
формирования по нему правоприменительной практики.
Рассмотрение дел о
возможности исполнения решений межгосударственных органов
Статья 104.1. Направление запроса в Конституционный Суд Российской
Федерации
Президент
Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации вправе
обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о возможности
исполнения решения межгосударственного органа вследствие того, что в части,
обязывающей Российскую Федерацию к принятию мер по его исполнению, данное
решение основано на положениях международного договора Российской Федерации в
истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции Российской Федерации.
Статья 104.2. Допустимость запроса
Запрос о
возможности исполнения решения межгосударственного органа допустим, если
заявитель считает, что исполнение решения межгосударственного органа
невозможно, поскольку оно основано на положениях международного договора
Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с положениями Конституции Российской Федерации.
Статья 104.3. Пределы проверки
Конституционный
Суд Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решения
межгосударственного органа, принятого на основании положений международного
договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом, с
точки зрения соответствия такого истолкования положениям Конституции Российской Федерации.
Статья 104.4. Итоговое решение по делу
1) о
возможности исполнения в целом в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного
органа;
2) о
возможности исполнения в части в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного
органа;
3) о
невозможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного
органа.
В случае,
если Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление,
предусмотренное пунктом 3 части первой настоящей статьи, какие-либо действия (акты),
направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа,
в Российской Федерации не могут осуществляться (приниматься).
Комментариев нет:
Отправить комментарий