среда, 6 октября 2021 г.

КСП Лекция "Стадии конституционного судебного процесса"

 

Лекция СТАДИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА. (6 часов)

Вопрос 1. Понятие и стадии конституционного судебного процесса.

Конституционный судебный процесс складывается из ряда взаимосвязанных стадий, которые представляют собой составные части единого конституционного судопроизводства.

Стадии конституционного судопроизводства - относительно обособленная совокупность действий Конституционного Суда и участников конституционного судопроизводства, связанная с разрешением конкретной правовой ситуации.

Стадия — относительно единый комплекс процессуальных действий заявителей конституционного суда, участников судебно-конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной процессуальной задачи.

Стадия конституционного процесса - система действий субъектов конституционного судопроизводства, направленных на достижение определенной процессуальной цели и завершаемых принятием процессуального решения.

Каждая отдельно взятая стадия конституционного судебного процесса представляет собой совокупность действий управомоченных субъектов конституционно-правовых отношений, направленных на разрешение вопроса, ставшего предметом разбирательства.

Порядок производства включает определенную совокупность действий, обладающую свойством системности, т.е. объединения их в относительно самостоятельные и сменяющие друг друга этапы, названные Н.В. Витруком стадиями конституционного судопроизводства.

При этом каждая из рассматриваемых стадий является, в свою очередь, также упорядоченной и структурированной. Не пройдя одну стадию, невозможно приступить к следующей.

В доктрине конституционного права существуют различные подходы к определению стадий конституционного судебного процесса. Одни авторы выделяют четыре этапа (обращение, подготовка к слушанию, разбирательство, принятие итогового решения). Другие разбивают данные процедуры на более мелкие стадии (возникновение основания для обращения, возбуждение производства, предварительное производство, непосредственно судебное разбирательство, принятие решения судом, обнародование решения, его исполнение, пересмотр принятого решения).

Анализ действующего Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" позволяет выделить следующие основные стадии:

ü  внесение в Конституционный Суд РФ обращений;

ü  предварительное рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда РФ;

ü  предварительное рассмотрение обращений судьями Конституционного Суда РФ;

ü  подготовка к судебному разбирательству;

ü  назначение и подготовка дел к слушанию;

ü  собственно судопроизводство;

ü  рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ;

ü  совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ решения по конкретному делу;

ü  осуществление толкования Конституции РФ;

ü  принятие итогового решения;

ü  исполнение решения.

Следует отметить, что в научной литературе существуют и другие подходы.

В частности, В. А. Кряжков и Л. В. Лазарев выделяют четыре основные стадии конституционного судопроизводства:

ü    внесение в Конституционный Суд РФ обращений и их предварительное рассмотрение;

ü    назначение и подготовка дела к слушанию в судебном заседании;

ü    рассмотрение дела в судебном заседании;

ü    принятие итогового решения Суда и его исполнение.

Ж. И. Овсепян называет семь стадий, дополнительно выделяя такую стадию, как действие решения Конституционного Суда РФ как прецедентной формы права.

Н.В. Витрук выделяет следующие стадии конституционного процесса: 1) внесение обращений в конституционный суд; 2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде; 3) принятие обращения конституционным судом либо его отклонение; 4) подготовка к судебному разбирательству; 5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы); 6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итоговых решений; 7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционного суда; 8) исполнение решений конституционного суда.

Представляется, что действие решения как прецедентной формы права выходит за рамки собственно конституционного судебного процесса и является не стадией судопроизводства, а формой существования нормы права.

С нашей точки зрения, наиболее оптимальным является выделение семи основных стадий конституционного судебного процесса, которые и составляют собственно конституционный процесс.

Каждая стадия конституционного судебного процесса заканчивается принятием какого-либо процессуального документа: решения, определения либо иного документа, имеющего процессуальное значение.

 

Вопрос 2. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

Для возбуждения конституционного судопроизводства необходимо соблюдение ряда условий, предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". В ст. 36-39 данного Закона определяются поводы и основания к рассмотрению дела, общие требования к обращению.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы (ст. 36 названного Закона).

Запросом именуются обращения управомоченных органов и лиц о проверке конституционности:

1.               федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2.               конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации;

3.               договоров между органами государственной власти;

4.               не вступивших в силу международных договоров РФ;

5.               о толковании Конституции РФ;

6.               обращения судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

7.               обращения Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности1.

 

Ходатайством называются обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти (ст. 92 названного Закона).

Ходатайство в конституционный суд – это специализированный документ, представляющий собой просьбу официального характера, которая адресуется государственным органам.

 

Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

 

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а Президент Российской Федерации также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

 

Статья 125 ч. 3.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 85 ч. 1

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

 

Оформление ходатайства в КС

Чтобы оформить данный документ, нужно изначально посетить секретариат суда, после чего, вы получите конкретные разъяснения по данному вопросу. Можно сразу же обратиться к юристу, который достаточно быстро сможет произвести процесс оформления всех документов.

В ходатайстве в обязательном порядке указывается наименование органа, в который оно подается. В данном случае речь идет о конституционном суде. Также ходатайство дополняется личной информацией заявителя, или же информацией о его представителей.
Далее идет суть самого ходатайства. В принципе, тут описание может иметь произвольную форму, в тоже время, обязательно указываются конституционные нормы, которые позволяют использовать право гражданина на предоставление такого ходатайства.

Заметьте, что в настоящий момент были внесены определенные поправки от 8 июня 2015 г. N 5-ФКЗ в статью 37, которые касаются именно формирования обращения в КС. Изучение данного законодательства поможет вам избежать определенных ошибок в вопросе оформления официальных документов.

Рассмотрение ходатайства

Структура рассмотрения ходатайства может считаться стандартной:

1. Изначально документ попадает в руки секретариата. Тут его детально изучают на соответствие установленным нормам по поводу оформления официальных обращений граждан в КС. В случае, если документ не соответствует определенным стандартам и нормам, его могут отправить на последующую доработку заявителю;

2. В случае, если документ оформлен технически правильно, он отправляется на рассмотрение к одному из судей. Судья оценивает все аспекты документы и принимает определенное решение по поводу его законности на основании конституционного права. Если документ признан законным, то он подлежит удовлетворению;

3. Если речь идет о ходатайстве на рассмотрение дела в процессе слушания, то заявитель должен предоставить убедительные доказательства того, что данный процесс является необходимым и рациональным. Если судьи примут решение об удовлетворении ходатайства, то заседание будет со слушанием;

4. Если речь идет о ходатайстве на разъяснение вынесенного постановления, то в данном случае, судьи производят дополнительное заседание, на котором производится процесс составления своеобразного толкования принятого постановления. Данное разъяснение может быть опубликовано на официальном ресурсе сайта и в средствах массовой информации. Заявитель получает копию разъяснения постановления.

 

Жалоба - обращения граждан, их объединений, других управомоченных органов и лиц о проверке конституционности законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан и примененные или подлежащие применению в конкретном деле.

Обращение заявителя, отвечающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела и обязывает суд решить вопрос о принятии обращения к рассмотрению.

 

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

 

Статья 97. Допустимость жалобы

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:
1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

 

О требованиях к иным видам обращений, кроме жалоб граждан, 

 

Общие требования к такому обращение представлены в ст. 37:

Во-первых, жалоба в Конституционный суд составляется в письменной форме;

Во-вторых, она обязательно подписывается заявителем.

В тексте жалобы необходимо указать:

Фамилию, имя, отчество и адрес места жительства (если в качестве заявителя выступает физическое лицо);

Наименование и юридический адрес (если заявитель — организация);

Обстоятельства дела, послужившие поводом для обращения в Конституционный Суд;

Требования заявителя;

Правовые основания, на которые ссылается заявитель;

Список документов, прилагаемых к жалобе.

Дату составления жалобы.

 

Статья 37

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). Обращение может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении КонституцииРоссийской Федерации, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы КонституцииРоссийской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

 

В соответствии со ст. 53 названного Закона, представителями по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень в области права, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

Далее в обращении должны быть указаны наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции, а также точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте или подлежащем толкованию положении Конституции РФ.

Пункт 5 ст. 37 названного Закона требует также указать нормы Конституции РФ и закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ. Право на обращение в Конституционный Суд РФ определяется в зависимости от категории дел, круга субъектов, вида нормативных актов и закрепляется в соответствующих статьях Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Заявитель должен указать свою позицию по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ, а также требование, обращенное к Конституционному Суду РФ в связи с запросом, ходатайством или жалобой.

Завершающая часть обращения - прилагаемые к нему документы, перечень которых дан в ст. 38 названного Закона. Все документы, прилагаемые к обращению, можно подразделить на обязательные и дополнительные.

 

Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению

 К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:

1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

3) документ об уплате государственной пошлины;

4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с одной копией.

В случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется.

 

К числу обязательных можно отнести следующие документы. К обращению должен быть приложен текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию. Это связано с необходимостью проверки того, что заявитель при подготовке обращения исходил из официального текста.

Учитывая, что зачастую от имени заявителя в Конституционном Суде РФ выступает его представитель, п. 2 части первой ст. 38 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" требует приложить доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя (за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности), а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в таком качестве.

Еще одним обязательным документом является документ об оплате государственной пошлины, размеры которой определены в ст. 39 названного Закона. В соответствии с частью третьей этой статьи некоторые виды обращений государственной пошлиной не оплачиваются: запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он не является стороной в споре, и др.

К жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан помимо перечисленных документов необходимо приложить копию официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела.

Поскольку согласно ст. 33 названного Закона производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке, заявитель также должен представить перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению заявитель может приложить и другие документы и материалы, например списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ.

Обращение и прилагаемые к нему документы и материалы представляются в Конституционный Суд РФ с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

 

1.               Предварительное рассмотрение обращений.

            Второй стадией конституционного судебного процесса является предварительное рассмотрение обращений, осуществляемое Секретариатом Конституционного Суда РФ, а затем судьями.

Статьи 40 и 111 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" наделяют Секретариат Конституционного Суда РФ полномочием рассматривать обращения в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда РФ.

Согласно части первой ст. 40 названного Закона обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Эту функцию осуществляет Секретариат.

Если обращение подведомственно Конституционному Суду РФ и отвечает установленным законом требованиям, то оно вместе с заключением и предложениями специалистов соответствующих подразделений Секретариата передается через начальника Секретариата Председателю Конституционного Суда РФ для направления судьям.

Иные задачи связаны с реализацией полномочий Секретариата Конституционного Суда РФ, предусмотренных частью второй ст. 40 названного Закона. Предоставляя Секретариату такие полномочия, Закон не наделяет его правом решать дело по существу либо оценивать обоснованность требований заявителя. Секретариат лишь "отсеивает" такие обращения, которые в соответствии с Законом не могут быть рассмотрены Конституционным Судом РФ. Полномочием Секретариата является уведомление заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Первое из таких оснований - явная неподведомственность дел Конституционному Суду РФ (п. 1 части второй ст. 40 Закона). Таких примеров очень много, когда в Конституционный Суд РФ направляются обращения, в которых ставятся вопросы, решение которых относится к компетенции других органов. Например, пересмотр или отмена приговора или решения суда по гражданскому делу, обжалование действий должностных лиц, обеспечение исполнения судебных решений и т. д. В случае, если обращение явно неподведомственно Конституционному Суду РФ, Секретариат Конституционного Суда РФ может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы (часть четвертая ст. 40 Закона).

Второе основание отклонения обращения - несоответствие его формы требованиям Закона (п. 2 части второй ст. 40 Закона). Эти требования изложены в гл. V Закона.

Третье основание - подача обращения ненадлежащим органом или лицом (п. 3 части второй ст. 40 Закона). Органы или лица, имеющие право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом, ходатайством или жалобой, перечислены в ст. 125 Конституции РФ, а также в ст. 84, 88, 92, 96, 101, 105, 107 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", посвященных отдельным категориям дел.

Четвертое основание отклонения обращения - неуплата государственной пошлины (п. 4 части второй ст. 40 названного Закона), кроме случаев освобождения от уплаты пошлины, предусмотренных в части третьей ст. 39 Закона.

При наличии хотя бы одного из четырех оснований, предусмотренных частью второй ст. 40, Секретариат уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона. Такое уведомление означает направление заявителю соответствующего письма и оставление обращения без движения.

Законодатель установил определенные правовые гарантии для заявителя, получившего уведомление Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона.

Во-первых, заявитель имеет право потребовать принятия Конституционным Судом РФ решения по данному вопросу. В этом случае на основании § 10 Регламента Конституционного Суда РФ Председатель Суда поручает одному или нескольким судьям в соответствии с установленными принципами распределения обращений между судьями провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения. Результаты проверки не позднее чем через месяц докладываются судьей в пленарном заседании. При признании решения Секретариата обоснованным Конституционный Суд РФ выносит определение и направляет его заявителю.

Во-вторых, заявитель после устранения недостатков, указанных в п. 2 и 4 части второй ст. 40 названного Закона (например, после уплаты государственной пошлины или приложения необходимых документов) вправе вновь обратиться в Конституционный Суд РФ.

 

2.               Предварительное изучение обращения судьями.

 Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда РФ осуществляется либо после изучения обращения Секретариатом Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований отклонить обращение, либо когда заявитель после уведомления Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона настаивает на принятии решения по этому вопросу Конституционным Судом РФ.

Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда РФ является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ.

Результаты работы с обращением руководитель Секретариата докладывает Председателю Конституционного Суда РФ, который в порядке, установленном Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Оно должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Данный срок является максимальным, в него включается время, в течение которого обращение рассматривается работниками Секретариата.

В случае, если судьей проверяется обоснованность решения Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона, такая проверка должна быть проведена в срок не позднее месяца.

При предварительном изучении обращения судья может поручить управлениям Секретариата подготовить дополнительные аналитические и справочные материалы, вопросы для экспертов и т. д. Судья организует работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. На данной стадии судья может связываться с заявителем с целью выяснения его позиции, выяснения уточняющих вопросов, представления дополнительных документов.

Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание Конституционного Суда РФ для рассмотрения вопроса о принятии к рассмотрению. Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие в споре о компетенции, могут быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда РФ по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению.

Завершением стадии предварительного изучения обращения судьями Конституционного Суда РФ является заключение судьи (судей) о принятии обращения к рассмотрению, либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, которое докладывается в пленарном заседании.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения. О принятом решении уведомляются стороны.

Принимая обращение к рассмотрению, Конституционный Суд РФ может прийти к выводу о необходимости приостановить действие оспариваемого акта либо процесса вступления в силу международного договора РФ до завершения рассмотрения дела судом. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" предоставляет Конституционному Суду РФ право в случаях, не терпящих отлагательства, обратиться с таким предложением к соответствующим органам и должностным лицам (часть третья ст. 42). Целью такого обращения является обеспечение интересов общества и его граждан, когда продолжение применения нормативного акта или вступление в силу международного договора чревато большими политическими, экономическими, международными и иными потерями для страны, нарушениями прав и свобод человека. Однако юридическая сила такого обращения такова, что оно является не требованием, а предложением и не предусматривает обязанности его реализовать или даже рассматривать.

Результатом предварительного изучения обращения судьями может быть решение пленарного заседания об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" называет три основания отказа в принятии обращения к рассмотрению (часть первая ст. 43).

Первое - разрешение вопроса не подведомственно Конституционному Суду РФ.

В отличие от понятия "явная неподведомственность", использованного в ст. 40, в данной норме имеются в виду обращения, подведомственность которых Конституционному Суду РФ спорна или вызывает сомнения. В этом случае вопрос должен решаться только самим Судом.

Так, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. было отказано в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания - Эл Курултая Республики Алтай о проверке конституционности ст. 1-3 и 6 Закона Республики Алтай "О муниципальных образованиях города, районов (аймаков) Республики Алтай и о полномочиях их органов на переходный период", поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно. В запросе фактически был поставлен вопрос о проверке соответствия названных положений Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая осуществляется судами общей юрисдикции.

Второе основание для отказа - обращение не является допустимым. Критерии допустимости сформулированы в нормах Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", посвященных особенностям производства по отдельным категориям дел (ст. 85, 89, 93, 97, 102 и 108).

Так, вышеназванное обращение Государственного Собрания - Эл Курултая Республики Алтай не отвечало и критерию допустимости, поскольку Конституционный Суд РФ на основании ст. 85 названного Закона разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ. Между тем заявитель, требуя подтвердить конституционность указанных норм Закона Республики Алтай, не представил доказательств об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ, кроме того, в запросе отсутствует изложение правового обоснования позиции заявителя. Поэтому Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что данный запрос не отвечает критерию допустимости.

По общему правилу, понятие допустимости относится не столько к обращению, сколько к содержащейся в нем правовой позиции заявителя, характеристике оспариваемого акта и т. д., и поэтому требует оценки Конституционного Суда РФ. Единственный вид обращения, для которого не сформулированы конкретные критерии допустимости, - это запросы о толковании Конституции РФ. Исходя из сложившейся практики, Конституционный Суд РФ признавал не соответствующими критерию допустимости запросы о толковании, которые требовали от Конституционного Суда:

ü    конкретизации конституционных положений путем создания новых норм права, что входит в компетенцию законодателя;

ü    признания нормы Конституции РФ недействующей, что противоречит самой природе толкования;

ü    проверки конституционности какого-либо закона, что должно осуществляться не в процедуре толкования, а в иной процедуре.

Третье основание для отказа в принятии обращения к рассмотрению - наличие ранее вынесенного постановления Конституционного Суда РФ по предмету обращения, сохраняющего свою силу.

Конституционный Суд РФ может прекратить производство по делу в отношении акта, который к началу или в период рассмотрения дела был отменен или утратил силу (часть вторая ст. 43 названного Закона).

При анализе данного положения следует иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, данная норма не содержит императивного требования, Суд может продолжить рассмотрение дела и вынести решение.

Во-вторых, Закон предусматривает действия Суда в отношении акта, который был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, а не когда-либо ранее.

В-третьих, Закон требует продолжать производство по делу, если отмененным или утратившим силу оспариваемым актом были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в судебном заседании. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается. Государственная пошлина в этом случае не возвращается.

Регламент Конституционного Суда РФ (§ 17) предусматривает, что определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению либо о прекращении производства по делу излагается в виде отдельного документа. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению должно быть мотивированным.

 

Занятие 3.

1.      Назначение и подготовка дел к слушанию.

            Принятие обращения к рассмотрению означает, что производство в Конституционном Суде РФ переходит в новую стадию - назначение и подготовка дела к слушанию. Назначение дела к слушанию является важным этапом конституционного судебного процесса, в ходе которого решаются следующие задачи:

ü    выявляется уровень подготовленности материалов дела к их рассмотрению в судебном заседании;

ü    устанавливается последовательность рассмотрения отдельных дел;

ü    определяется, каким составом судей (пленарным заседанием или заседанием одной из палат) будет рассматриваться дело.

Решение о назначении дел к слушанию принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению.

Принимая решение о назначении дела к слушанию, Конституционный Суд РФ должен указать в нем очередность рассмотрения данного дела в заседании. Общие правила определения очередности приводятся в Регламенте Конституционного Суда РФ. Регламент предусматривает, что при определении очередности слушания дел Конституционный Суд РФ исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства, Суд может изменить очередность либо отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции, либо ином государственном органе.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков (ст. 49 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Принятие обращения к рассмотрению влечет за собой проведение Конституционным Судом РФ подготовительной работы. Работу по подготовке дела к слушанию проводит назначенный Судом судья-докладчик. Его задачи, права и обязанности конкретизированы в ст. 49, 59, 60, 63 названного Закона.

Основная задача судьи-докладчика - подготовка дела к слушанию. Подготовительная работа имеет цель создать условия для эффективного и оперативного коллегиального слушания дела. Судья-докладчик назначается Судом, как правило, при принятии обращения к рассмотрению. При этом учитывается загруженность судей, сложность дел, а также специализация судей.

В рамках возложенных на судью-докладчика задач, связанных с подготовкой дела к слушанию, судья-докладчик:

ü    уточняет предмет доказывания;

ü    вызывает стороны и их представителей, разъясняет права и обязанности, привлекает к сбору доказательств;

ü    истребует необходимые правовые акты, документы и материалы, организует проведение экспертиз, получение профессиональных мнений специалистов;

ü    координирует работу сотрудников Секретариата Суда по подготовке справок и заключений, контролирует сроки исполнения поручений;

ü    совместно с председательствующим в заседании определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

ü    готовит доклад по делу, которым открывается судебное заседание;

ü    готовит проект решения Суда, а также перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в ходе совещания судей по принятию итогового решения.

Поручение судьи-докладчика носит характер требования Конституционного Суда РФ, от имени которого он действует, и обязательно к исполнению всеми органами, учреждениями, организациями и лицами, которым оно направлено.

Уведомление о заседании Суда, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а также иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания.

Объявления о заседаниях Конституционного Суда РФ помещаются в доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в средствах массовой информации.

2.      Судебное разбирательство. Вынесение итогового решения.

            Основной стадией конституционного судебного процесса является судебное разбирательство. На этой стадии совершается конституционное правосудие, реализуются полномочия Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля.

Разбирательство дел в заседании Суда складывается из совокупности процессуальных действий. В рамках данной стадии можно выделить:

ü    подготовительную часть судебного разбирательства;

ü    рассмотрение дела по существу;

ü    вынесение решения Суда.

На всех этапах судебного разбирательства ведется протокол, требования к которому установлены Регламентом Конституционного Суда РФ.

Как правило, заседания Конституционного Суда РФ проходят открыто. Открытое проведение Конституционным Судом РФ своих заседаний является реализацией конституционного принципа открытого разбирательства дел во всех судах. Открытое рассмотрение дела означает, что в Суде могут присутствовать любые лица, не только участники процесса, сотрудники Суда, но и публика, представители средств массовой информации. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Суда.

Закрытое заседание Конституционного Суда РФ назначается, когда это необходимо для решения хотя бы одной из трех задач: сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности (ст. 55 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства. Ограничения касаются лишь доступа в зал публики.

Подготовительная часть судебного заседания включает действия, направленные на то, чтобы выявить возможность рассмотрения дела по существу. В назначенное время председательствующий открывает заседание Суда. Первоначально он констатирует наличие кворума, т. е. правомочность состава Суда принимать решения (не менее двух третей от общей численности Суда в пленарном заседании и не менее трех четвертей в заседании палаты). Далее председательствующий сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

Вообще председательствующий выполняет особую роль в судебном заседании. Он является организующим центром судебного разбирательства.

В пленарном заседании функции председательствующего выполняет Председатель Конституционного Суда РФ, либо лицо, исполняющее его обязанности, либо судья, которому Председатель поручил ведение судебного заседания при рассмотрении данного дела; в заседании палаты - судья, которому палата поручила исполнение обязанностей председательствующего.

Полномочия председательствующего закреплены в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" и Регламенте Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст. 58 названного Закона председательствующий:

ü    руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов;

ü    устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу;

ü    предоставляет слово судьям и участникам процесса;

ü    прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол и могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом РФ в том же заседании.

Поддержание порядка в заседании возложено на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.

После открытия судебного заседания председательствующий проверяет явку сторон и полномочия их представителей. После принятия решения о слушании дела председательствующий разъясняет сторонам и их представителям права и обязанности, а иным участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.

На подготовительной стадии разбирательства рассматривается также вопрос об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела. Основаниями для отвода судьи являются в соответствии с частью первой ст. 56 названного Закона следующие обстоятельства:

ü    судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;

ü    объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.

При наличии таких обстоятельств судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. Отвод может быть заявлен не только сторонами, но и другими судьями на любой стадии рассмотрения обращения, когда стало известно об обстоятельствах, предусмотренных ст. 56 названного Закона. В отличие от уголовного и гражданского процессов в конституционном процессе вопрос об отводе и самоотводе судьи всегда решается с участием этого судьи, и он не только дает объяснение по поводу заявленного отвода или самоотвода, но и участвует в голосовании. Об отстранении судьи от участия в деле выносится мотивированное решение в виде определения. В отличие от правил, действующих в судах общей юрисдикции, в Конституционном Суде РФ при равенстве голосов судей самоотвод не принимается, а отвод отклоняется. В случае отстранения от участия в деле судьи, являющегося докладчиком по делу, Суд принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

Следующим этапом стадии судебного разбирательства является рассмотрение дела по существу.

Начинается рассмотрение дела по существу с выступления судьи-докладчика. В выступлении излагаются поводы и основания к рассмотрению дела, суть вопроса, содержание имеющихся материалов, меры, принятые по подготовке дела к рассмотрению. По окончании выступления судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями.

Далее Суд с учетом мнения сторон устанавливает порядок исследования вопросов дела. Установленный решением Конституционного Суда РФ порядок может быть изменен только самим Судом. Как правило, после выступления судьи-докладчика выступают стороны и их представители.

Следующими могут быть заслушаны эксперты, свидетели и специально приглашенные лица. Эксперты и свидетели приводятся к присяге и предупреждаются об ответственности.

Важным элементом судебного разбирательства является исследование документов. Документы - основной материал, с которым приходится работать Конституционному Суду РФ, поскольку установление и исследование фактических обстоятельств входит в полномочия Конституционного Суда РФ лишь в ограниченных случаях, когда это не входит в компетенцию других судов или иных органов. Под документами понимаются различного рода нормативные акты, письма, письменные распоряжения, решения судебных и других органов, справки, протоколы и иные письменные, фото- и видеоматериалы, содержащие сведения, касающиеся исследуемых вопросов. Закон предусматривает несколько источников получения документов. Прежде всего, это документы, поступившие от заявителей в качестве приложений к обращению. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик может запросить дополнительные нормативные акты, результаты проверок, исследований и другие документы. Документы также могут быть истребованы Судом в процессе рассмотрения дела.

Закон устанавливает, что в заседании по инициативе судей или по ходатайству сторон документы могут быть оглашены. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.

Завершением этапа рассмотрения дела являются заключительные выступления сторон.

Председательствующий констатирует окончание судебного исследования, и Суд переходит к заслушиванию заключительных выступлений сторон. Сторонам может быть предоставлено время для их подготовки. В своих выступлениях стороны не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом РФ. Право на заключительные выступления имеют как стороны, так и их представители. Стороны в заключительных выступлениях могут, как дополнить и уточнить, так и изменить свою позицию.

По завершении заключительных выступлений сторон председательствующий предлагает судьям определить, есть ли необходимость выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, или исследования новых доказательств. Если такая необходимость существует, Суд выносит решение о возобновлении рассмотрения дела. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления.

Если Суд придет к выводу, что оснований для выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела, или об исследовании новых доказательств нет, то исследование вопросов дела признается завершенным и председательствующий объявляет об окончании слушания дела.

3.      Вынесение итогового решения

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании. Совещание судей состоит из заседаний, которые проводятся в совещательной комнате. Регламент проведения совещания определяется Судом. В совещательной комнате могут присутствовать только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело. Руководство совещанием осуществляет председательствующий по делу. Для обеспечения быстрой и качественной подготовки судьями решения по делу в совещательную комнату могут допускаться сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. В этих же целях на совещании могут присутствовать лица, которым поручено ведение стенограммы. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.

В ходе совещания судья Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. При этом число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Такие положения закона являются важной гарантией реализации в ходе конституционного судопроизводства принципов независимости и коллегиальности.

Порядок выработки итогового решения в совещании закреплен в § 37 Регламента Конституционного Суда РФ. Проект решения и перечень вопросов, подлежащих обсуждению, представляется судьей-докладчиком. При этом проект, в отличие от первоначального, представляемого до рассмотрения дела в заседании, должен основываться на материалах, исследованных Судом. Если в деле было несколько судей-докладчиков и между ними нет единства мнений, то каждый из них может составить свой перечень вопросов или вариант итогового решения. Более того, любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе представить для обсуждения свой вариант перечня вопросов или проект решения. Одобренные большинством судей ответы на вопросы служат основой доработки проекта итогового решения, представленного судьей-докладчиком.

По требованию не менее трех судей в пленарном совещании или одного судьи в совещании палаты голосование по проекту итогового решения производится не менее чем через сутки после вручения судьям всех представленных проектов итогового решения.

В случае, если для обсуждения предложено несколько проектов итогового решения, Конституционный Суд РФ принимает один из них за основу для дальнейшей работы.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ не может быть принято без голосования. По требованию любого из судей проект итогового решения или поправка к нему могут обсуждаться и голосоваться по частям. Поправка к проекту итогового решения по делу считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае, если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной. Части проекта решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом. После голосования по частям проекта итогового решения проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок. Итоговое решение Конституционного Суда РФ принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей.

Судьи и другие лица, присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Это является одной из гарантий объективности и независимости судей при принятии ими решения. Нарушение тайны совещательной комнаты судьей может стать основанием для постановки вопроса о прекращении его полномочий, а по отношению к сотрудникам Секретариата - применения мер дисциплинарной ответственности. Принятое в закрытом совещании итоговое решение Суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Оно провозглашается в полном объеме в открытом судебном заседании немедленно после его подписания (часть вторая ст. 75, часть первая ст. 77 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

По общему правилу конституционное производство заканчивается вынесением итогового решения. Однако в ряде случаев судебное заседание может быть отложено либо прекращено. Суд может отложить производство по делу, если найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов.

В случаях, предусмотренных ст. 68 названного Закона, производство по делу прекращается, если:

ü    в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению;

ü    будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, договором, конституционность которого предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ;

ü    Суд придет к выводу, что вопрос, разрешаемый названными правовыми актами, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Решение о прекращении производства по делу принимается в форме определения Конституционного Суда РФ.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лекция ПОНБ ОЗО "Роль КС в реализации Конституции"

  Роль Конституционного суда Российской Федерации в обеспечении реализации Конституции РФ (4 часа) Правовая охрана Конституции. Конституци...