Лекция
3.3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
1. Правила формальной логики: логические ошибки,
допускаемые при подготовке законопроектов, и способы их устранения.
Важной частью юридической техники является
соблюдение правил логики - науки о формах и законах мышления и связях между мыслями
по их логическим формам. К основным критериям логического аспекта нормы закона
можно отнести определённость и непротиворечивость.
1) Определённость предполагает, что в
тексте нормативного правового акта все термины при повторении употребляются в
одном и том же значении. В тексте должен быть использован только тот термин,
который получил краткое определение какого-либо понятия, отражающие
качественные признаки явления, предмета. Слова сходные, одинаковые по смыслу,
идентичные по написанию должны быть исключены.
2) Непротиворечивость, как свойство
логической правильности подразумевает, что текст закона свободен от внутренних
противоречий самому себе. Необходимо исключать противоречия в тексте одного
нормативного правового акта, в нормативных правовых актах одного уровня, а
также с законами, обладающими высшей юридической силой.
Логическая структура нормативного
правового акта должна состоять из трёх частей: общей, основной и
заключительной.
В общей части находят отражение наиболее
принципиальные моменты регулирования, нормы, имеющие отношение ко всем сторонам
рассматриваемого вопроса и подлежащие учёту при применении конкретных норм. Как
правило, общая часть включает в себя следующие нормативные положения:
·
предмет регулирования;
·
значение используемых в законе терминов;
·
состав законодательства по предмету
регулирования закона;
·
наиболее общие положения закона, в частности, принципы правового
регулирования отношений, субъектный состав регулируемых законом отношений,
классификации.
Основная часть нормативного правового акта
включает нормативные положения, определяющие:
·
компетенцию органов государственной власти по вопросам, относящимся к
предмету регулирования;
·
правовые режимы, права и обязанности, порядок осуществления деятельности в
сфере отношений, регулируемых законом;
·
меры ответственности.
Заключительная часть нормативного
правового акта должна включать нормативные положения, определяющие:
·
вступление в силу;
·
переходные положения;
·
изменения в законодательстве, связанные с его принятием;
·
необходимость и сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие
с принятым нормативным правовым актом.
2. Гносеологические правила законодательной
техники.
Гносеологическая задача юридической техники - адекватное отражение в тексте
нормативного правового акта явлений объективной действительности. Основные
гносеологические правила юридической техники таковы:
1) Выбор оптимального лингвистического
средства для выражения того или иного понятия. Вопрос этот не только
стилистический, как может показаться сначала, но и познавательный. Точность и
адекватность высказывания определяется тем, насколько верно понято
разработчиками волеизъявление носителя государственной воли. Неверно понятое
будет, соответственно, и неверно обозначено.
2) Точное определение предмета
регулирования нормативного правового акта, поскольку от этого обстоятельства
зависит использование конкретных технико-юридических средств при
конструировании норм и акта в целом.
3) Познание разработчиками нормативного
контекста создаваемого нормативного правового акта. Реализацией этого
требования обуславливается состояние правовой системы, степень легкости
вхождения нового нормативного правового акта в эту систему.
Гносеологические правила юридической
техники призваны обеспечить единство связи между явлениями объективной
действительности, т.е. общественными отношениями, составляющими предмет
регулирования нормативного правового акта, логическими понятиями, эти явления
отражающими, и лексическими средствами (в особенности, терминами), служащими
средством обозначения понятий.
Можно сделать следующие выводы.
Относящиеся к каждой из групп правила
юридической техники тесно взаимосвязаны друг с другом. Несоблюдение языковых
правил юридической техники влечёт неоднозначность буквального толкования, т.е.
логически истинные и вместе с тем семантически взаимоисключающие интерпретации
одной и той же нормы. Нарушение логических правил влечёт неадекватность
толкования, т.е. необоснованное расширение или сужение предикативных
характеристик указанного в норме субъекта. В свою очередь, нарушение
гносеологических правил влечёт принципиальную невозможность толкования и
применения нормы в соответствии с общепризнанными целями и задачами права, ибо
неистинность содержащейся в норме информации в корне противоречит самой
сущности правового регулирования.
Нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации следует формулировать на основе глубокого познания и
оценки общественных потребностей; они не должны дублировать положения
федерального законодательства. Федеральные законы и законы субъектов Российской
Федерации должны органично дополнять друг друга. Правотворческим органам
субъектов Российской Федерации следует исходить из принципиального единства
основных правил юридической техники.
В правотворческом процессе субъектам
Российской Федерации необходимо придерживаться всех рассмотренных
технико-юридических принципов и правил, включая языковые, логические и
гносеологические.
3.
Требования, предъявляемые к оформлению законодательного акта.
Можно выделить ряд требований, которые являются типичными
для правил юридической техники.
Текст правового акта должен соответствовать правилам
современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических
особенностей текстов нормативных правовых актов.
Изложение нормативного правового акта должно быть
логичным, кратким и ясным, обеспечивающим простоту и доступность понимания,
исключающим двоякое толкование.
Не допускается употребление сложных фраз, образных
сравнений, эпитетов и метафор, а также устаревших и многозначных слов и
выражений.
Слова и выражения в правовых актах используются в
значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией,
применяемой в федеральном законодательстве.
В правовом акте даются определения используемых в нем
юридических, технических и других специальных терминов, если без этого
невозможно или затруднено его понимание.
Не допускается обозначение в правовых актах разных
понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это
специально не оговаривается в данном правовом акте.
Использование в нормативных правовых актах новых
иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же
смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения,
ставшие в русском языке общеупотребительными.
Употребление аббревиатур возможно лишь при условии их
первоначальной расшифровки.
Формирование перечня (объектов, полномочий, в случае
иных перечислений) в правовом акте должно определять его вид (исчерпывающий или
примерный).
В случае закрепления в правовом акте условий, все из
которых должны быть выполнены, не допускается использование союза «или». При
перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не
допускается использование союза «и».
В правила юридической техники включаются положения,
определяющие написание некоторых наименований. В них, например,
указывается, что наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, государственных органов Российской Федерации и государственных
органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
муниципальных образований, организаций, а также географические наименования и
иные имена собственные пишутся в правовых актах с прописной буквы.
В правилах
юридической техники содержатся положения, касающиеся использования примечаний.
Включение в правовой акт примечаний к статьям, главам, разделам, иным
структурным элементам и правовому акту в целом не допускается. Такого рода
положения включаются в правовой акт в качестве самостоятельных статей или
непосредственно в текст того структурного элемента, к которому они относятся.
Для нормативных актов характерны единые
унифицированные стереотипы, формальные реквизиты, заранее установленные
структурные части. Без таких официальных атрибутов, как указание места издания, даты,
наименования (вида) нормативного акта (закон РФ, Основы законодательства и
т.д.), его названия, подписей официальных лиц, а для ряда актов — и порядкового
номера издания, не может быть нормативного акта как официального документа.
Законодательные акты обычно делятся на статьи; президентские,
правительственные и ведомственные акты, акты местных представительных органов и
их исполнительных структур — также на пункты. К статьям
закона, как правило, даются заголовки, в которых обозначается предмет
регулирования соответствующей статьи. Значительные по объему акты
подразделяются на главы, разделы, части. Некоторые из
них снабжаются преамбулами, приложениями.
Реквизит –
совокупность формальных элементов в составе закона, отсутствие которых лишает
его юридической силы. Реквизиты закона свидетельствуют о его официальном
характере и юридической силе.
К реквизитам
законов относятся:
·
вид акта;
·
наименование
акта;
·
дата
принятия и одобрения закона палатами Федерального собрания;
·
регистрационный
номер акта, дата подписания акта;
·
должность
лица, уполномоченного подписывать законы, а также инициалы и фамилия
должностного лица.
В
законопроекте должны быть оформлены все реквизиты за исключением указаний на
даты принятия и одобрения закона палатами Федерального собрания, регистрационного
номера акта и даты его подписания.
У проектов
законов на первой странице имеются дополнительные реквизиты. К ним относятся
слово «проект», указание на субъекта права законодательной инициативы, а также
регистрационный номер, который присваивается при внесении законопроекта в ГД.
Слово «проект» сохраняется вплоть до третьего чтения законопроекта. Реквизит,
указывающий на субъект права законодательной инициативы, внесшего законопроект,
сохраняется, как правило, до второго чтения. Регистрационный номер законопроекта
вписывается от руки.
Законодательный
акт оформляется в установленной форме, имеет четко определенные структурные
подразделения. Состав и особенности оформления структурных подразделений
зависят от вида (ФКЗ, ФЗ и т.п.) и формы (новый законодательный акт, внесение
изменений и т.п.) акта. При этом количество структурных элементов закона
зависит еще и от объема акта.
Преамбула
закона (введение). Преамбула – вводная
или вступительная часть законодательного или иного правового акта, а также
декларации или международного договора. Обычно в преамбуле в концентрированном
виде излагаются цели и задачи данного акта, условия, обстоятельства и мотивы,
послужившие поводом для его принятия. Как правило, ее использование оправданно
в актах, имеющих большое общественно- политическое значение (конституциях и
пр.).
Преамбула не является обязательным структурным
элементом текста закона. Она не озаглавливается, не содержит самостоятельных
нормативных предписаний, не делится на статьи, в ней не упоминаются другие акты,
подлежащие отмене или изменению в связи с изданием закона.
Структурные
единицы закона (части, разделы, подразделы, главы, параграфы) не могут
содержать преамбул.
Деление
закона на структурные единицы упрощает пользование законом, его систематизацию,
производство ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале,
улучшает внутреннее построение акта.
Для
упорядочения и унификации употребления структурных единиц законодательных актов
вводятся следующие основные подразделения по нисходящим ступеням: часть
(закона), раздел, глава, статья. Как правило, более высокую ступень деления
можно употреблять лишь тогда, когда низшая ступень уже использована.
Части. Наиболее крупные подразделения законов – части. Так,
все содержание УК РФ (Гражданский кодекс РФ) и иных кодексов подразделяется на
две части – Общую и Особенную. Часть закона обозначается словами: «ЧАСТЬ
ПЕРВАЯ», «ЧАСТЬ ВТОРАЯ». Она может иметь наименование: «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ».
Обозначение и наименование части печатаются прописными буквами по центру
страницы одно под другим. Наименование части печатается полужирным шрифтом
Разделы. В необходимых случаях нормативные правовые акты
могут делиться на разделы, это подразделение закона, состоящее из глав. Разделы
имеют заголовки и нумеруются. Наименование раздела печатается прописными
буквами и полужирным шрифтом по центру страницы. Требования к заголовкам всех
подразделений закона такие же, как и к заголовкам закона в целом, т.е. они
должны отражать предмет регулирования соответствующего подразделения закона.
Раздел нумеруется римскими цифрами и имеет наименование.
Подраздел. Подраздел нумеруется римскими цифрами и также имеет
наименование.
Главы. Статьи близкого содержания значительных по объему
нормативных правовых актов объединяются в главы. Глава должна содержать в себе
хотя бы несколько статей. Глава нумеруется арабскими цифрами и имеет
наименование. Обозначение главы печатается с прописной буквы и с красной
строки. Наименование главы печатается с прописной буквы, полужирным шрифтом
после обозначения номера главы.
Статьи. Статья –
основная структурная единица закона, именно в ней формулируются юридические
нормы. Статья закона имеет порядковый номер (нумерация сквозная по всему тексту
закона), нумеруется арабскими цифрами, может иметь наименование. Обозначение
статьи печатается с прописной буквы и с красной строки полужирным шрифтом.
Наименование статьи печатается с прописной буквы, полужирным шрифтом после обозначения
номера статьи.
Пункты. Статья состоит из пунктов, которые являются
самостоятельной структурной единицей статьи, пишутся с красной строки и
прописной буквы. Обозначаются арабской цифрой с точкой. Пункт несет
самостоятельную смысловую нагрузку.
Подпункты. Пункты статей могут подразделяться на подпункты,
обозначаемые арабской цифрой со скобкой, либо абзацы, не имеющие обозначения.
Абзацы. Подпункты могут подразделяться на абзацы,
обозначаемые малыми буквами русского алфавита со скобкой, либо на абзацы, не
имеющие обозначения. Общая рекомендация – пусть статей в законе будет больше,
но каждая должна быть посвящена одной теме, иметь собственный предмет
Примечания.
Кроме перечисленных выше структурных единиц, в законе и в статьях могут быть
примечания. По содержанию примечание мало отличается от самой статьи.
Нумерация статей и других подразделений закона
является важной технико-юридической задачей его разработчика. Законы о внесении
изменений и (или) дополнений в действующее законодательство, а также законы,
содержащие перечни на утрату силы, имеют особую структуру статьи.
Нумерация
статей, глав, разделов и других структурных единиц закона должна быть сквозной.
В силу того, что в законе все важно, в тексте не используются: различные
способы выделения шрифта (стиль, разрядка, подчеркивание, зачеркивание, курсив,
петит и пр.); начертания письменных или печатных знаков, букв.
Комментариев нет:
Отправить комментарий