1 курс КП ОЧ
Лекция.
Избирательное право и избирательные системы.
Свободные выборы как форма народовластия и способ
формирования органов власти. Избирательное право в системе конституционного
права: предмет регулирования, основные понятия. Право на участие в выборах (право
избирать и быть избранным) и избирательные права. Источники избирательного
права.
Виды выборов: прямые, косвенные, многоступенчатые и
другие.
Принципы избирательного права: принципы реализации
избирательных прав или принципы участия в выборах; принципы организации и
проведения выборов (обязательность и периодичность выборов; гласность и
открытость выборов; альтернативность выборов). Принцип свободных выборов.
Статус субъектов избирательных правоотношений.
Избирательные объединения. Органы, осуществляющие подготовку и проведение
выборов. Избирательные комиссии: статус, порядок формирования, полномочия,
принципы деятельности и порядок работы.
Избирательные системы: понятие, виды. Финансовое
обеспечение выборов. Информационное обеспечение выборов: информирование
избирателей и предвыборная агитация.
Избирательный процесс, его понятие и основные стадии:
назначение выборов, формирование необходимой инфраструктуры, выдвижение и
регистрация кандидатов, голосование и подсчет голосов, определение результатов
выборов.
1.
Избирательное право в системе конституционного права.
Источники избирательного права.
Избирательное
право — это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам
граждан.
Избирательное право — один из важнейших институтов
конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических
стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной
рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой.
Поэтому под избирательным правом следует понимать один из основных институтов
конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом
правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления
гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных
органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления
результатов голосования, подсчет поданных и признанных действительными, а также
недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах
Основным
и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы,
является конституция государства. Она определяет круг субъектов
избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия
предоставления и лишения граждан этого права.
Объем
регулируемых конституциями вопросов избирательного права довольно существенно
различается. Одни конституции ограничиваются отдельными, формальными статьями
декларативного характера, другие включают специальные главы или целые разделы о
выборах. Как правило, более детальное регулирование норм избирательного права
осуществляется специальными правовыми
актами. К числу последних можно отнести специальные
законы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы. К числу источников избирательного права
можно отнести регламенты палат
законодательного органа власти, акты
главы государства по этим вопросам, постановления исполнительных органов и
решения судебных органов, акты органов местного самоуправления. Все эти
документы в той или иной степени конкретизируют и дополняют конституционные
положения о выборах, условия предоставления гражданам избирательных прав,
порядок проведения выборов и т. д.
В отдельных
странах, особенно англосаксонского права и в некоторых развивающихся странах,
ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями.
Избирательное
право ряда стран включает в себя категории активного и пассивного права. Активное избирательное право
представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в
выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя,
быть полноправным участником референдума. Пассивное
избирательное право — это установленное законом субъективное право
гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы
или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов
избирателей быть избранным на соответствующий пост.
Предоставление активного и пассивного избирательного
права обычно обусловлено рядом требований, установленных конституцией и
специальным законодательством, в частности, это принадлежность к гражданству
данной страны (некоторые страны предоставляют право голоса иностранцам при
выборах органов местного самоуправления), определенный возрастной ценз (в
пассивном избирательном праве он значительно выше, нежели в активном) и другие
условия. Ряд демократических конституций, а также избирательное
законодательство многих стран вводят дополнительные требования пассивного
избирательного права о несовместимости постов, согласно которым гражданин,
избранный в представительный орган или на определенную должность, не может по
закону занимать никакую другую должность в государственном аппарате,
административных органах и т. д. При назначении на такую должность мандат
депутата должен быть прекращен. Если же гражданин занимает какой-либо
административный пост на государственной службе и намеревается выставить свою
кандидатуру на выборах, он обязан в установленный законом срок до дня
голосования подать в отставку.
2.
Виды выборов. Принципы избирательного права. Субъекты
избирательных правоотношений.
Выборы
– это наиболее широко применяемый
институт непосредственной демократии. В современных демократических
государствах выборы являются основной формой волеизъявления населения, формой
реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных
принципов.
Термин "выборы" понимают в широком и в узком
смыслах. В широком смысле под выборами понимают форму непосредственного
народовластия, которая заключается в формировании гражданами, имеющими право
голоса, качественного и количественного состава органов государственной власти
и органов местного самоуправления путем тайного голосования. В узком смысле
выборами именуют процедуру формирования государственного органа (органа
местного самоуправления) или наделение полномочиями должностного лица,
осуществляемую посредством голосования избирательного корпуса при условии, что
на каждый мандат могут претендовать в установленном порядке два или более
кандидата.
Классификация
выборов проводится по различным основаниям.
Во-первых, в
зависимости от времени проведения выборы делятся на очередные и внеочередные.
Очередность выборов объясняется тем, что выборные органы (парламент, президент и т. п.)
имеют определенный срок полномочий. Обычно срок полномочий парламента
составляет 4-5 лет (в Мексике – 3 года, во Франции – 5 лет, вЯпонии – 4 года),
срок полномочий президента–4-7 лет (в США, Колумбии – 4 года, в ФРГ, Китае,
Чехии – 5 лет, в Австрии, Финляндии – 6 лет, в Италии – 7 лет). Соответственно,
от срока полномочий зависит срок проведения очередных выборов. Принцип
очередности выборов закреплен в Декларации "О критериях свободных и
справедливых выборов", принятой на сессии Совета Межпарламентского союза:
"полномочия управлять государством должны базироваться на волеизъявлении
народа, которое выражается через регулярные и действительные выборы".
Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий
представительного органа или должностного лица, а также в случае, если в
результате очередных выборов этот орган сформировать не удалось (такие выборы
некоторые исследователи называют "повторными").
Нередко выделяют такой вид выборов, как промежуточные выборы. Они существуют
не во всех государствах, но, тем не менее, встречаются. Например, в США
промежуточными называют такие выборы в Конгресс, которые не совпадают с
президентскими выборами.
Частичные
выборы применяются при обновлении
состава выборного органа частями – если имеет место применение так называемого
принципа ротации. Так, в США сенаторы избираются сроком на шесть лет, однако
каждые два года палата обновляется на одну треть; во Франции – на девять лет с
обновлением каждые 3 года. Ротация также проходит в Бразилии, Индии, Японии.
В зависимости
от территории проведения выборы классифицируют на общегосударственные и местные
(в субъектах федерации, в автономиях
и др.).
В зависимости
от органа, который формируется, выборы бывают президентские, парламентские.
В зависимости
от характера участия избирателей выборы бывают прямые и непрямые; в свою очередь, непрямые
выборы классифицируются на косвенные и многостепенные.
В случае проведения прямых выборов, избиратель
сразу же отдает свой голос за того кандидата, которого считает достойным занять
выборную должность (т. е. в избирательном бюллетене перечислены кандидаты,
претендующие на соответствующие должности). В случае проведения непрямых
выборов избиратель отдает свой голос за лицо, которое войдет в
представительный орган, к полномочиям которого отнесено избрание кандидата на
выборную должность.
Непрямые выборы характеризуются тем, что избирателями
формируется представительный орган специально и только для того, чтобы позднее
этим органом была опосредованная воля избирателей и с учетом их мнения
сформирован постоянно действующий орган публичной власти. Иных полномочий этот
представительный орган иметь не будет – он распускается сразу же после
формирования органа публичной власти.
Например, с помощью непрямых выборов замещается
должность президента США: формируется коллегия выборщиков, в которую включается
определенное количество человек от каждого штата. После проведения голосования
среди граждан США коллегия выборщиков избирает президента и вице-президента.
При этом все выборщики от конкретного штата голосуют согласно результатам
голосования избирателей своего штата. Такой характер представительства,
предусматривающий обязанность представителей (в данном случае – выборщиков)
голосовать в соответствии с волей избирателей, называется императивный мандат.
Многостепенные
выборы предполагают формирование
постоянно действующего представительного органа, одной из функций которого
является избрание постоянно действующего органа публичной власти. При этом
данный представительный орган, как правило, не связан с мнением избирателей при
формировании постоянно действующего органа публичной власти. Многостепенные
выборы используются, например, в Греции для избрания президента (избирается
выборным постоянно действующим органом – парламентом, члены парламента
избираются населением).
Важнейшими принципами избирательного права зарубежных
стран являются принципы всеобщности,
равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые
обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т.
д.).
Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено
участием в выборах только так называемого "избирательного
корпуса", т. е. совокупностью граждан, обладающих по
закону правом голоса. "Избирательный корпус" и общее число граждан,
достигших избирательного возраста, но в силу тех или иных причин лишенных
права участия в голосовании, в различных странах значительно отличается. Иными
словами, гражданская правоспособность автоматически не влечет за собой право
на участие в голосовании, поскольку потенциальный избиратель должен отвечать
еще целому ряду условий или цензов.
1) Всеобщность (избирательные права
признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами)
Тем не менее всеобщее
избирательное право ограничено рядом цензов (требований, к потенциальному
избирателю).
Общие требования (регламентируют
активное избирательное право - право избирать):
Ø возрастной ценз -установленное
законом требование, согласно которому право участвовать в выборах
предоставляется лишь по достижении определенного возраста. (Как правило - 18
лет; в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа - с 16 лет; в Марокко - с 20 лет,
в Латвии - с 21 года );
Ø ценз оседлости - требование,
согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам,
которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени (США
- 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции и Бельгии - 6 мес., в Канаде и Финляндии -
год, а в Норвегии - не менее 10 лет);
Ø ценз пола - долгие годы
избирательное право зарубежных стран было чисто "мужским". В
большинстве стран этот ценз пал лишь после второй мировой войны (США - в 1920
г., Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956,
Швейцария - в 1971);
Ø имущественный
ценз - в неприкрытой, откровенной форме встречается крайне редко, однако
отсутствие прямых имущественных ограничений "компенсируется" другими
цензами, которые играют ту же роль;
Ø профессиональный
ценз - лишение избирательных прав военнослужащих (обычно рядовые и младший
командный состав) и представителей некоторых других профессий;
Ø "Моральный
ценз" - В Италии предусматривается возможность лишения права на
голосование "в случае совершения недостойных поступков", некоторые
штаты США требуют, чтобы избиратель имел "хороший характер";
Ø расовый ценз - лишение
избирательных прав "цветных" и иных национальных меньшинств. (в ЮАР
до 1994 г. - африканцы).
Дополнительные
требования (относятся к пассивному избирательному праву - праву быть
избранными):
Ø более высокий
возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату и 30-40 - в верхнюю);
значительно чаще применяется ценз
оседлости и он носит обычно более жесткий характер (для кандидата в
Президенты США - 14 лет);
Ø неизбираемость - невозможность для
определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не
ушли в отставку с занимаемого поста (иногда заблаговременно - за 6 мес., за
год);
Ø несовместимость - запрещается
одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность;
Ø образовательный
ценз - умение читать и писать на государственном языке, владеть
государственным языком (в Турции кандидат на должность Президента должен иметь
высшее образование);
Ø избирательный
залог - пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот
кандидат, кто внес залог (например, каждый депутат в нижнюю палату из
собственных средств должен внести: во Франции - 1000 франков, в Канаде - 200
канадских долларов, в Великобритании - 500 фунтов стерлингов и т.д.);
Ø кандидаты
должны исповедовать определенную религию.
Свободное участие в выборах и обязательный
вотум. Эти принципы связаны с активным избирательным правом. Принцип свободных
выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном
процессе и если да, то в какой мере.
Одним из важнейших принципов избирательного права является
принцип равенства, закрепляемый
текстами конституций. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие
требованиям избирательных законов и не отстраненные от участия в голосовании
по формальным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности как
избиратели. Принцип равного избирательного права предусматривает возможность
избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя
формально равен голосу любого другого избирателя. При этом считается, что ни
социально-экономические, ни политические факторы, ни личные качества
избирателя, ни другие условия не должны влиять на общее положение гражданина
как избирателя. Равное избирательное право включает в себя и требование
равенства избирательных округов, в которых проводятся выборы, с тем чтобы
каждый депутат избирался примерно равным числом избирателей.
Прямое и косвенное избирательное
право.
Применение того или другого из указанных принципов или их определенное
сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.
Прямое
(непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и
избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот
принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат
парламентов, иногда также верхних палат (например, в США, Италии, Польше),
президентов (например, в Мексике, Австрии, Болгарии), практически повсеместно -
органов местного самоуправления.
Косвенное
избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии,
которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть
государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий по отношению к
выбираемому.
Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении
внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в том,
чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.
3.
Избирательные системы: понятие, виды.
Для определения результатов голосования используются специальные избирательные системы, т. е.
установленный законом или другим нормативным актом способ определения
результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями. Традиционными
и наиболее распространенными избирательными системами являются две: система пропорционального представительства (пропорциональная)
и система большинства (мажоритарная).
Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах
встречается смешанная система. Большинство стран используют и ту и другую
системы в зависимости от вида выборов.
Мажоритарная система предполагает, что для избрания
кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного округа или
страны в целом (если речь идет о выборах президента). Она может применяться в
одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата,
и избиратель голосует за кандидата той или иной партии. Если система
большинства применяется в многомандатных округах, партия выставляет сразу
целый список своих кандидатов, и избиратель голосует не за отдельных
кандидатов, а за партийный список в целом. Партийный список, собравший
большинство голосов, забирает все мандаты по данному округу.
Мажоритарная система предусматривает распределение мандатов
таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном
избирательном округе большинство голосов, получает мандат или все мандаты от
данного округа. Мажоритарная избирательная система не в состоянии адекватно
отразить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее
основное назначение состоит в обеспечении стабильности существующей системы.
Обычно мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного или относительного большинства.
Мажоритарная
система абсолютного большинства
предусматривает, что победитель на
выборах должен получить больше половины (50% плюс один голос) всех признанных
действительными голосов в данном округе. Такая система применяется на выборах
президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и
часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов
избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать
очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стране. Если
никто из баллотирующихся кандидатов не соберет требуемого большинства голосов,
возможно проведение второго
тура голосования, к участию в котором допускаются два
кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Из двух
кандидатов победителем становится тот, который получил больше голосов, чем его
соперник. Поскольку в данном случае другие кандидаты к баллотировке вторично не
допускаются, победитель собирает абсолютное большинство голосов. В некоторых
случаях законом может быть предусмотрено проведение второго тура в виде повторных выборов. Такая процедура может
иметь несколько разновидностей, в частности в перебаллотировке могут
участвовать все кандидаты из первого тура, или же лица, собравшие в первом туре
менее установленного минимума голосов, могут быть исключены из бюллетеней.
Избранным в данном случае считается тот, кто соберет больше голосов, чем любой
другой, но не обязательно больше половины. Наконец, особым способом
перебаллотировки считается такой, когда вместо проведения второго тура
голосования проводится голосование в высшем законодательном органе власти. В
данном случае для участия в выборах допускаются два кандидата, собравшие
наибольшее число голосов в первом туре голосования избирателей. Избирательные
законы некоторых стран предусматривают гипотетический случай, когда голоса во
втором туре разделились бы абсолютно поровну: тогда или старший по возрасту
становится победителем, или кандидатам предлагают бросить жребий.
Более
результативной с точки зрения определения победителей на выборах
является мажоритарная
система относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Индия и др.). По этой
системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому
претенденту, но не обязательно больше половины. Эта система работает в том
случае, когда на выборах в данном избирательном округе баллотируются только два
кандидата. Если же выдвинут всего один кандидат, голосование не проводится, и
данный кандидат провозглашается победителем без проведения выборов. Насколько
эта разновидность мажоритарной системы искажает истинные настроения
избирателей, можно проиллюстрировать следующим примером. Предположим, в
избирательном округе проводятся выборы по системе одноименного голосования, за
одно депутатское место борются 4 политические партии (в округе — 200 тысяч
избирателей). Кандидат партии А получил 70 тысяч голосов, партии Б — 60 тысяч
голосов, партии В — 50 тысяч, партии Г — 20 тысяч. Побеждает кандидат партии А,
он получил голосов больше, чем любой другой кандидат в отдельности, хотя
абсолютное большинство избирателей (130 тысяч) проголосовало за других
кандидатов, т. е. против него. Совершенно очевидно, что в условиях действия
этой системы победитель выражает волю меньшинства избирателей данного округа.
Голоса, отданные кандидатам других политических партий, фактически пропадают.
Если избирательное законодательство разрешает блокирование партий и
выставление единого кандидата, то в данном списке партия Б (60 тысяч) может
сблокироваться с партией Г (20 тысяч) и, выставив единого кандидата, завоевать
депутатский мандат относительным большинством в 80 тысяч голосов избирателей,
и тогда кандидат партии А (70 тысяч), набравший голосов больше, чем три другие
политические партии в отдельности, депутатского мандата не получит. При
мажоритарной системе относительного большинства выборы могут проводиться и
списком, когда от округа избирается несколько депутатов (плюрономиналь-ная
система). При такой системе политические партии нацелены на то, чтобы победить
в большинстве избирательных округов, хотя бы даже с минимальным преимуществом,
получив все мандаты по данному избирательному округу.
Имеются и некоторые другие разновидности мажоритарной
системы, в частности, мажоритарная
система квалифицированного большинства. Избирательский
закон при этом предусматривает, что для избрания кандидат должен собрать
значительно больше половины голосов избирателей. Но избирательная практика
ряда стран показывает, что при действии любых разновидностей мажоритарной
системы число депутатских мест не соответствует количеству голосующих
избирателей, а сама мажоритарная система не всегда является результативной и
адекватно отражающей волеизъявление избирательного корпуса.
Более точно соотношение политических сил во время выборов
отражает пропорциональная система. Она
предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуправления
между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов
избирателей. Эта система позволяет партиям быть представленными в выборных
органах в соответствии со своим влиянием в политической жизни страны и популярностью
среди избирателей.
Распределение депутатских мест по пропорциональной системе
осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным
метром). Избирательная квота определяется после подсчета общего количества
поданных и признанных действительными голосов путем деления количества голосов
на число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ. Например,
если в округе подано 100 тысяч голосов (для простоты вычисления цифры
округлены) и подлежит замещению 4 депутатских места, то избирательная квота
(метр) будет равна 25 тысячам (100 : 4). При способе единого числа законом
заранее устанавливается единое для всех округов число голосов, необходимое для
избрания одного депутата вне зависимости от количества голосов, поданных в
избирательных округах. После определения избирательной квоты каждый партийный
список получает столько мандатов, сколько таких квот укладывается в собранном
им количестве голосов. Например, в избирательном округе (со 100 тысячами
избирателей) за 4 депутатских места боролись 3 политические партии (А, Б, В).
После подсчета голосов результаты оказались следующие: за список партии А
проголосовало 55 тысяч человек, Б — 30 тысяч, В — 15 тысяч. Избирательная
квота — 25 тысяч. Следовательно, мандаты распределяются следующим образом:
партия А получает 2 мандата (55 : 25 = 2. 5 тысяч голосов остаток), партия Б
получает 1 мандат (30 : 25 = 1. Остаток 5 тысяч голосов), партия В не получает
пока ни одного мандата, так как ее список не получил избирательной квоты, за
нее проголосовало всего 15 тысяч избирателей. Но в соответствии с избирательной
квотой распределено 3 места из 4, одно место не укладывается в квоту. В данном
случае вступает в действие система наибольшего остатка, т. е. одно место
должна получить партия, имеющая наибольшее количество
"неиспользованных" голосов избирателей. В нашем примере это партия В
(15 тысяч), которая и получает четвертый мандат. Но это уже серьезное искажение
пропорциональной системы, так как вес мандатов неодинаков (25 тысяч и 15
тысяч). В некоторых странах применяются определенные разновидности
распределения оставшихся в избирательном округе мандатов на основании
установленной квоты. Такие мандаты могут распределяться в соответствии с
установленными правилами в масштабе объединения округов (например, в Австрии),
а в Италии на выборах в палату депутатов эти места распределяются в
общегосударственном масштабе. В целом ряде стран (Исландия, Дания, Швеция и т.
д.) помимо мест, распределяемых по округам, также распределяется определенное
число мест в общегосударственном масштабе. С целью более точного определения
избирательной квоты применяют систему
наибольшего среднего или систему Д'Ондта (по имени бельгийского
математика — изобретателя этой системы). В соответствии с этой системой число
голосов, полученных каждым списком, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д.
до цифры, соответствующей числу списков.
Затем полученные частные распределяют в порядке убывания:
55; 30; 27,5; 18; 15; 10; 7,5; 5. Частное, порядковый номер которого
соответствует числу замещаемых мандатов (в нашем случае 18 тысяч), является
общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько раз общий
делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов. В нашем случае
партия А получит 3 мандата, партия Б — 1 мандат, партия В не получит ни
одного. Помимо системы Д'Ондта применяются различные ее разновидности, дающие
более или менее приближенный к пропорциональному соотношению голосов и
замещаемых мест результат. Эти системы применяются в ФРГ, Италии, Португалии,
Финляндии и т. д.
Особая разновидность пропорциональной системы, применяемая
в практике многих стран, — система
голосования по преференциям. Это означает, что внутри
списка избиратель против фамилии кандидатов проставляет цифрами свои
преференции (1, 2, 3, 4 и т.д.), т.е. кого бы он хотел видеть избранным следующим,
если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов.
Редко встречающейся разновидностью пропорциональной системы является
панаширование, т. е. одновременное голосование за кандидатов из различных
списков (Швейцария). Панаширование значительно искажает пропорциональную
систему, поскольку главным в данном случае является не выбор между партиями и
их платформами, а выбор между личными качествами кандидатов, вне зависимости
от их партийной принадлежности. Как правило, панаширование используют
избиратели, безразличные к характеру борьбы политических партий.
Также редко встречающейся разновидностью пропорциональной
системы является система "единого передаваемого голоса" (Ирландия,
Австралия, ряд индийских штатов). В данном случае голосование осуществляется по
преференциям, и кандидат, набравший достаточное количество голосов по первым
преференциям, объявляется избранным. Все остальные собранные им, но оказавшиеся
излишними голоса передаются кандидату, который получил наибольшее после него
количество отметок о преференции. Затем процедура может быть продолжена в
отношении третьего кандидата и т. д. При этой математически довольно сложной
системе голоса избирателей не пропадают, а передаются как бы "по
цепочке" от одного кандидата к другому. В данном случае такая система
создает условия для искусственного образования необходимой избирательной
квоты.
Пропорциональная система и ее разновидности
применяются в Скандинавских странах, в Бельгии, Греции, Италии, Австрии,
Швейцарии, Израиле и т. д.
В некоторых странах наряду с применением пропорциональной
системы действует законодательно установленный "заградительный пункт" или оговорка, в соответствии с которой обязательным
условием участия партии в распределении мандатов является получение ею не
менее определенного процента голосов избирателей. Если партия не смогла
обеспечить себе на выборах определенный процент голосов, она не допускается к
участию в распределении мандатов. Такая система действует в Италии, Дании,
ФРГ, Израиле, Швеции и других странах. В ФРГ, чтобы партия получила право
принять участие в распределении мандатов, она должна собрать в масштабе всей
страны не менее 5% признанных действительными голосов (пятипроцентная
"заградительная" оговорка) или победить не менее чем в трех
одномандатных округах. Подобного рода оговорки являются искусственными и
довольно сильно искажают пропорциональную избирательную систему.
Важное значение при пропорциональной избирательной системе
придается распределению мандатов внутри списка между кандидатами одной партии.
Часть стран придерживается правил жестких списков, когда предложенные
избирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в какой они
перечислены в списке. В других странах (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды)
применяют систему полужестких списков, когда первое место предназначено
кандидату, стоящему первым в списке, но зато кандидаты, получившие большее
число преференций, даже если их фамилии расположены в конце списка, могут быть
передвинуты выше и получить мандат. И, наконец, в ряде стран (Швейцария,
Италия) действует правило свободных списков, при котором решающее значение
придается преференциям, проставляемым избирателями, в соответствии с которыми
и осуществляется распределение депутатских мандатов.
Пропорциональная система более предпочтительна для тех
партий, которые имеют значительную поддержку избирателей, хотя распределение
оставшихся мандатов по методу наибольших остатков не только искажает
пропорциональную систему, но может и способствовать получению мест мелкими
партиями.
Некоторые страны применяют смешанные избирательные системы, сочетающие
в себе элементы мажоритарной и пропорциональной. На такой основе происходят
выборы в Бундестаг ФРГ, когда половина его депутатов избирается по мажоритарной
системе относительного большинства в половине избирательных округов, на
которые делится территория, а другая половина — по пропорциональной системе по
спискам, выдвигаемым партиями в каждой земле. Победителем в округе объявляется
кандидат, получивший относительное большинство голосов. При такой системе
большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе
сил.
4.
Избирательный процесс, его понятие и основные стадии.
Проведению любой формы выборов предшествует избирательная кампания, т. е.
специальный комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами и политическими
партиями. Избирательная кампания регулируется специальным законодательством, и ее правовое
оформление включает в себя акты различных
государственных органов (главы государства, парламента,
правительства и т. д.). Официально избирательная кампания начинается со дня
установления или объявления даты голосования и продолжается в течение
установленного законом срока. Значительная роль в избирательной кампании
принадлежит предвыборной агитации за
выдвинутых кандидатов или в целом за политические партии.
Такая агитация очень разнообразна и включает в себя
обязательное проведение многочисленных предвыборных
митингов и собраний, встреч кандидатов с избирателями, расклейку лозунгов,
афиш, объявлений, издание статей, буклетов, портретов, изготовление и раздачу
символов и значков, выступления по радио и телевидению. Возможность
использования политическими партиями и отдельными кандидатами средств массовой
информации в предвыборной агитации часто имеет решающее значение. В условиях
сильной политической обработки населения победа кандидата даже на самый
высокий государственный пост зависит не только от факторов объективного
(политико-экономического), но и субъективного характера. Значительное влияние
на распределение голосов избирателей могут иметь чисто личные качества
кандидата, его удачные предвыборные речи и обещания, хорошо организованные
турне по избирательному округу или стране в целом. Очень часто согласно
традициям политической культуры кандидат, особенно на высший государственный
пост, должен иметь соответствующий имидж. Традиционно считается, что кандидат
должен пользоваться популярностью, иметь "демократическое
происхождение", слыть патриотом. В его политической биографии желательны
эффектные выступления в защиту одновременно и профсоюзов и бизнеса. Он должен
выглядеть энергичным борцом с бюрократией, коррупцией и преступностью.
Впрочем, возможны и другие, детерминированные конкретной ситуацией, варианты.
Во многих странах сама обстановка проведения
избирательной кампании ограничивает ее справедливый, демократический характер.
В ходе ее часто процветает политическая коррупция, неприкрытый подкуп
избирателей и различных должностных лиц, чиновников, ведающих проведением
выборов, нарушение избирательного законодательства, акты насилия на выборах,
многочисленные злоупотребления.
Избирательная кампания невозможна без
значительных финансовых расходов политических
партий и кандидатов на выборные должности. В большинстве стран
законодательством устанавливается верхний
предел финансовых расходов политических партий на
избирательную кампанию в пользу своих кандидатов, превышение которых влечет за
собой определенные санкции. На деле очень часто кандидаты от политических
партий нарушают эти положения.
Для проведения избирательной кампании территория
страны обычно делится на избирательные
округа, а те, в свою очередь, на избирательные участки. Такое деление
устанавливается специальными законами, актами правительства или органов местного
самоуправления. Такими актами обычно устанавливается и число мандатов, подлежащих замещению в
каждом избирательном округе. Традиционно применяется деление на многомандатные
(полиноминальные) избирательные округа, от которых избирается сразу по
несколько депутатов, и одномандатные (униноминаль-ные) округа, от которых
избирается по одному депутату. Редко встречающейся разновидностью избирательных
округов является единый избирательный
округ, охватывающий сразу всю страну, от которого избираются
сразу все депутаты парламента.
Для контроля за ходом проведения избирательной
кампании организуются специальные
органы, состоящие из центральных избирательных
органов, функции которых в ряде государств (Италия,
Великобритания и др.) возложены на министерство внутренних дел или центральные избирательные комиссии, включающие
представителей политических партий и действующие под руководством представителя
государственного аппарата, или же в составе только фактически несменяемых
государственных служащих. В США, например, руководство подготовкой выборов находится
в компетенции органов отдельных штатов. Помимо центральных избирательных
органов существуют окружные избирательные органы, их функции могут выполнять
специальные чиновники государственного аппарата, именуемые
"уполномоченными по выборам". В ряде стран (Италия, ряд штатов США) в
эти комиссии могут входить чиновники, судьи или депутаты местных выборных
органов. Участковые избирательные органы назначаются либо вышестоящими
избирательными органами, либо органами местного самоуправления и могут
включать в свой состав чиновников государственного аппарата или представителей
крупнейших политических партий. Таким образом, в общей схеме контроля за
организацией и проведением выборов решающая роль принадлежит чиновникам
государственного аппарата, в частности министерства внутренних дел, или
специально назначенным уполномоченным или инспекторам по выборам. В функции
этих уполномоченных входит проведение в жизнь избирательных законов на
территории своего избирательного округа, общий контроль за регистрацией
избирателей, процессом голосования и т. д.
Регистрация или составление списков избирателей
осуществляются местными избирательными
комиссиями. Законодатель ряда стран предусматривает, что
избиратели сами должны заботиться о включении их в списки для голосования (США,
Великобритания, страны Латинской Америки). Во многих европейских странах
включение избирателей в списки является обязанностью органов местного
самоуправления. И в том и другом случае избирательный список может носить
временный характер (составляемый перед каждыми выборами заново) или постоянный
(перед очередными выборами лишь частично обновляемый).
Регистрация избирателей и составление списков, как
правило, заканчиваются в соответствии с определенным сроком до даты выборов (в
некоторых странах — за несколько месяцев). Это означает, что лица, официально
не зарегистрированные в избирательных списках, не могут участвовать в
голосовании, поскольку положения избирательных законов запрещают вносить новых
избирателей в списки после окончания официальной регистрации. На практике это
означает еще одно ограничение принципа всеобщности избирательного права
граждан.
Законодательству некоторых стран известен институт так
называемых "официальных
наблюдателей", представителей кандидата на выборную
должность, назначенных на избирательный участок, по которому он баллотируется.
В функции официальных наблюдателей входит наблюдение за ходом голосования и
подсчет бюллетеней. Официальные наблюдатели имеют право выражать протест по
поводу замеченных ими нарушений избирательных законов или порядка голосования.
Внешне институт официальных наблюдателей выглядит как демократическое учреждение,
призванное осуществлять своеобразный контроль за работой правительственных
чиновников и других лиц, ведающих проведением выборов, и гарантировать
беспристрастные результаты голосования. Фактически же официальные наблюдатели
— это дополнительное звено в цепи официальных и неофициальных агентов
баллотирующихся в данном округе кандидатов, которое может привести к увеличению
количества правонарушений.
Особой и довольно своеобразной формой государственного
контроля за ходом избирательной кампании и проведением голосования является
существование в некоторых странах специальных судебных органов — судов по
избирательным делам, создание и функционирование которых предусмотрено
текстами конституций или специальным законодательством. В состав этих судов,
как правило, входят назначаемые правительством профессиональные судьи.
Представительство избирательного корпуса или политических партий в них не
предусмотрено. Функции судов по избирательным делам (Мексика, Аргентина и др.)
состоят в установлении общего порядка деления страны на избирательные округа,
контроле за правильностью составления списков избирателей, установлением даты
выборов, официальной регистрации кандидатов; утверждении результатов
голосования или их аннулировании; выдаче избранным депутатам мандатов и т. д.
В компетенцию этих судов входит также проведение специального судебного
разбирательства действий лиц, совершивших различные правонарушения, связанные с
избирательной кампанией. В отдельных случаях судам по избирательным делам
предоставлены полномочия по толкованию действующих избирательных законов,
разработке и подготовке новых законопроектов. Важнейшая формально судебная, а
практически чисто политическая функция этих судов — регистрация политических
партий для участия в избирательной кампании или отказ в такой регистрации, что
равносильно наложению судебного запрета на деятельность политической партии.
Важнейшим этапом избирательной кампании является выдвижение кандидатов на выборные должности. Порядок
их выдвижения регулируется специальным избирательным
законом. На практике применяется несколько способов выдвижения
кандидатов на выборные должности. Один из самых распространенных —
подача специального заявления, подписанного
самим кандидатом в соответствующий, установленный законодательством орган. Иногда
такое заявление необходимо скрепить подписями нескольких избирателей. Другой
способ предполагает подачу официальной петиции от
имени партии или от группы избирателей. Система петиций применяется в
Швейцарии, ряде штатов США и т. д. В Италии, например, кандидаты на замещение
выборных должностей выдвигаются исключительно политическими партиями и организованными
политическими группами, которые должны согласно избирательному закону направить
в Министерство внутренних дел за 62 дня до выборов избирательные эмблемы с
точным названием своей партии или группы. Заявка рассматривается в течение трех
дней. В период с 55-го по 45-й день до выборов происходит выставление в
избирательных округах списков кандидатов. По закону число кандидатов каждого
списка в избирательном округе должно составлять не менее трех и не более
общего числа депутатов, избираемых по округу. Один и тот же кандидат может быть
выставлен не более чем в трех избирательных округах по спискам одной и той же
партии или группы. Список кандидатов, выдвинутых в избирательном округе,
должен быть скреплен подписями от 50 до 1 тысячи избирателей данного избирательного
округа и содержать эмблему соответствующей партии или группы. В период с 45-го
по 40-й день до выборов центральное бюро избирательных округов рассматривает и
утверждает представленные списки кандидатов. Решение этого бюро об отклонении
избирательных списков может быть обжаловано в общенациональное центральное избирательное
бюро, которое в трехдневный срок принимает решение по жалобе. После
утверждения всех избирательных списков составляются избирательные бюллетени.
Особым способом выдвижения кандидатов можно рассматривать процедуры первичных
выборов — праймериз, — осуществляемую в США. Это своего рода первичная проба
политических сил, предварительная оценка популярности того или иного кандидата.
В ряде стран при регистрации кандидата на выборные
должности он должен заполнить так называемые "кандидатские сертификаты".
Ни один голос, поданный за лицо, не заполнившее "кандидатский
сертификат", не учитывается при подсчете голосов, так как он является
официальным свидетельством того, что данное лицо выдвинуто кандидатом на ту
или иную выборную должность. Обычно заполняющий сертификат обязан заявить в
нем, что настоящим он выдвигает свою кандидатуру на ту или иную должность, что
он не лишен по закону права избрания на эту должность. Здесь же он обязан
назвать политическую партию, к которой официально принадлежит, и свой почтовый
адрес для различных избирательных целей. Но на практике при любой форме
выдвижения кандидатов фактическое признание лица кандидатом на выборную
должность осуществляется руководством тех или иных политических партий.
Кандидат, выдвинутый группой "независимых" избирателей, может, как
правило, рассчитывать на успех только в случае поддержки политической партии и
ее избирательного аппарата, а сами "независимые" кандидаты, официально
не связанные с политическими партиями, могут рассчитывать на победу только в
результате резкого размежевания сил внутри политических партий или собственной
личной популярности и громадных финансовых возможностей. Избирательная кампания
завершается голосованием.
Конституции закрепляют процедуру тайного голосования как более
демократическую. В большинстве стран избиратели голосуют с помощью избирательных бюллетеней. Избиратель
сам лично заполняет бюллетень или делает на нем соответствующие пометки, а
затем опускает его в урну. В
некоторых странах (например, ряд штатов США) для голосования избирателей
используются специально сконструированные избирательные машины, которые
практически исключают манипуляции голосами избирателей. Избиратель, таким
образом, голосует в изолированной кабине путем нажатия специальных рычажков.
В подавляющем большинстве стран применяется так называемая система официальных бюллетеней, при
которой бюллетени изготавливаются уполномоченными государственными органами по
установленному образцу. В некоторых государствах действует система неофициальных бюллетеней, отпечатанных
самими партиями. Политические партии могут использовать определенную символику
или цвет, что позволяет избирателям, особенно неграмотным, легче ориентироваться
среди партийных группировок или отдельных кандидатов.
Законодательство отдельных стран допускает возможность голосования избирателей по почте и голосование
представителей за неграмотных и больных. Например, Законом о
выборах Швеции разрешается голосование не на избирательном участке, а дома или
на почте. В этом случае надлежащим образом оформленные избирательные бюллетени,
которые можно получить у почтальона, запечатываются в специальный конверт. На
нем оформляется доверенность на передачу избирательных бюллетеней через
близкого родственника или почтальона. Доверенность должна быть скреплена
подписью свидетелей, подтверждающих, что проголосовал сам избиратель
Комментариев нет:
Отправить комментарий