Тема 3. Конституционный строй Российской Федерации и
его основы
1.
Понятие
конституционного строя Российской Федерации и его основ.
Понятие
конституционного строя. Каждое государство характеризуется определенными
чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность этих черт позволяет
говорить об определенной форме, определенном способе организации государства
или о государственном строе.
Этот строй,
закрепленный Конституцией государства, становится его конституционным строем.
Задача конституции всякого конституционного государства в том, чтобы установить
пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования
для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и
механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.
Т. о., под
основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои
государства, его основные признаки, которые призваны обеспечить Российской
Федерации характер конституционного государства.
1. Демократическое
государство.
1. В
соответствии с Конституцией Российская Федерация есть демократическое
государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в
нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную; идеологического и политического многообразия, местного
самоуправления.
2. В Конституции
Российской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Это значит, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе
говоря, демократическим государством. Власть– явление социальное. Она
появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует во
всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует
управления, которое обеспечивается различными средствами, в том числе и
принудительными.
С возникновением
государства возникает и государственная власть, которая имеет в качестве
основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех
членов общества. Государственная власть обладает силой государственного
принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом
принуждения. В демократическом государстве единственным источником власти и ее
носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей
власти является выражение народного суверенитета. Народный суверенитет означает,
что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно, и
независимо от каких бы то не было социальных сил, использует исключительно в
своих собственных интересах.
Т.о.,
народовластие означает принадлежность всей власти народу, а также свободное
осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей
и коренными интересами. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как
непосредственно, так и через органы местного самоуправления.
В зависимости от
формы волеизъявления народа различаются представительная
и непосредственная демократия. Представительная
демократия– осуществление народом власти через выборных полномочных
представителей, которые принимают решения, выражающие волю всего народа.
Непосредственная
демократия–
это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп
населения Референдум– всенародное
голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни
республики.
Решения,
принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в
каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей
территории Российской Федерации.
Под выборами понимается участие граждан
в осуществлении власти народа посредствам выделения народных представителей для
выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления воли
народа, выраженной на выборах.
Избирательное
право (как активное, так и пассивное) представляется только гражданам
конкретного государства. Избирательное право - право не просто человека, а
гражданина. Выборы государственных органов и органов местного самоуправления
являются свободными, проводятся на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
3. Одним из основополагающих принципов
демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства
права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.
Его суть
сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции
государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная должны
осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими
друг друга. Необходимо, чтобы эти органы находились во взаимном равновесии,
чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из
них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность со стороны
другого. В годы советской власти в России принцип разделения властей был
отвергнут как неприемлемый.
Демократия в
Российской Федерации осуществляется на основе принципа идеологического и политического многообразия. Этот принцип, прежде
всего, исключает возможность существования в стране государственной или иной
обязательной идеологии, т.е. в России признается идеологическое многообразие.
Политический плюрализм– это свобода
политических мнений и политических действий. Его проявлением является
деятельность независимых объединений граждан. Важным условием реализации
принципа политического плюрализма является определение правового статуса
политических партий, других общественных объединений и массовых движений,
участвующих в политическом процессе. Партии являются важнейшим элементом
политической системы любого демократического государства.
Без них сегодня
практически невозможно само осуществление государственной власти. В
представительных органах государственной власти и местного самоуправления
разрешается создание организованных структур (фракций) политических партий.
Политический
плюрализм – это не только возможность состоять в любой партии, но и не состоять
ни в какой партии, быть беспартийным.
4.К числу
важнейших проявлений демократизма Российской Федерации относится наличие в ней
местного самоуправления.
Местное
самоуправление осуществляет решение вопросов местного значения в Российской
Федерации. Человек, его права и свободы
как высшая ценность. Конституция Российской Федерации рассматривает человека,
его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она демонстрирует
свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний
план именно личность.
Защита человека,
его прав и свобод является обязанностью государства. Признание человека, его
прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем
его внутренним миром. Однако, для реализации этого принципа важное значение
имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими
людьми, обществом в целом и государством.
Только в этом
случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в
равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать
достоинство, права и свободу других людей, никогда не сможет обеспечить
собственные достоинство, права и свободы
2. Правовое
государство.
В соответствии с
Конституцией Российская Федерация является правовым государством.
Правовое
государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя
действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без
исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и
граждане.
Его важнейшим
принципом является верховенство права. Верховенство права означает, прежде
всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что, основополагающие
общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами.
Согласно Конституции России в Российской Федерации все равны перед законом и
судом.
Государство
гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются также формы ограничения
прав граждан по признакам социальной, национальной, языковой или религиозной
принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные
возможности для их реализации. Государство несет перед народом политическую,
правовую и моральную ответственность за полное выполнение взятых на себя
обязательств. Для правового государства не менее важна и ответственность
граждан перед государством и обществом.
3. Федеративное
государство.
Государственное
устройство
– это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной
формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанная с
их правовым статусом. Российская Федерация характеризуется рядом особенностей:
Российская Федерация является одним государством, как и любая другая федерация,
а не союзом государств. Заключаются многосторонние и двусторонние соглашения
между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между
ними. Они строят свои отношения на основе Федеративного договора – Договора о
разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных
республик в составе Российской Федерации.
В настоящее
время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов -
государства в составе Федерации, преобразованные, как правило, из бывших
автономных республик, - государственно-территориальные образования– края,
области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными
административно - территориальными единицами Российской Федерации - национально
- государственные образования- автономные области и автономные округа.
Российская
Федерация обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской
Федерации. Суверенитет нации означает
ее самостоятельность и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни
и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании
формы своей национальной государственности.
Российская
Федерация обеспечивает также свободное развитие наций и народностей,
проживающих на территории России. Оно получило свое выражение в создании
различных форм национальной государственности народов Российской Федерации –
республик, автономных областей, автономных округов, а также преобразование
одних форм национальной государственности в другие.
Федеральное
устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных
ее демократической сущностью
·Государственная целостность
Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее
территорий, единством экономического пространства, которое не допускает
установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для
свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством
Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории
Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у
субъектов Российской Федерации права выхода из состава федерации или иного
изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку
одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для
государственной целостности Российской Федерации, единству системы
государственной власти.
·В Российской Федерации
государственная власть реализуется системой, в которую входят Федеральные
государственные органы: Президент, законодательные, исполнительные, судебные, а
также государственные органы всех субъектов федерации.
·Разграничение компетенции между
органами власти федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании
субъектами федерации приоритета задач и целей федерации, а, следовательно, на
ограничении субъектов в их правах.
·Народы Российской Федерации
пользуются равными правами также на самоопределение, т.е. прежде всего на
избрание формы своей государственности.
·Равноправие субъектов Российской
Федерации означает, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми
правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной
власти, что в составе Российской Федерации не может быть субъектов, имеющих
какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами.
4. Суверенное
государство.
Суверенитет государства – это свойство
государства самостоятельно и независимо от власти других государств
осуществлять свои функции на его территории и за его пределами, в международном
общении. Верховенство государственной
власти – это такое состояние власти, при котором над ней не стоит и не
может стоять никакая другая власть.
Важным свойством
суверенной государственной власти является ее независимость, т.е.
самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.
Впервые
носителем суверенитета и источником государственной власти признается
многонациональный народ России и запрещается ущемлять его право на
непосредственное осуществление государственной власти. Согласно закону земля,
ее недра, воздушное пространство, воды, леса, природные и сырьевые ресурсы,
хозяйственные и культурные ценности и прочие богатства являются национальным
богатством народов России. Порядок и условия владения, пользования и
распоряжения регулируются законодательством России и субъектов, входящих в ее
состав. Республики в составе Российской Федерации правом свободного выхода из
состава этой федерации не пользуются. Поэтому, даже теоретически они не могут
рассматриваться в качестве суверенных. Защита Российской Федерации и ее
государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной –
Вооруженными силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные
интересы и территориальную целостность; дипломатической – осуществляется
президентом и Правительством России, а также государственными органами,
руководящими различными отраслями управления. Важная роль в охране
государственного суверенитета возложена также на правоохранительные органы.
5. Экономическая
основа государства.
Для
экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм
собственности. Российское государство охраняет собственность в ее различных
формах на равных основаниях. В частной собственности вправе иметь землю
граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и
другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если
это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов
иных лиц. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской
Федерации иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и
распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе
каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть
произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
6. Социальное
государство.
Под социальным
принято понимать государство, главной задачей которого является достижение
такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом
принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной
ответственности. Основные направления социальной политики Российской Федерации:
·Охрана труда и
здоровья людей.
Труд – основа жизни любого общества, однако, в
демократическом обществе труд не может носить принудительный характер.
Гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на
основе договора.
Деятельность
граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не
противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую им заработок,
принято называть занятостью. Российская Федерация стремится к созданию условий
для полной занятости населения. Государство гарантирует выплату пособий по
безработице и по переквалификации. Безработными признаются трудоспособные
граждане, которые не имеют работы и заработка.
·Наряду с охраной труда важной
составной частью социальной политики государства является охрана здоровья
граждан
·Установление гарантированного
минимального размера оплаты труда. Одним из средств удовлетворения этих
потребностей являются установление гарантированного минимального размера оплаты
труда.
·В Российской Федерации семья,
материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства. В
Российской Федерации брак основывается на добровольном согласии и равноправии
супругов. На родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до
совершеннолетия, а трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных
родителях. Дети, как граждане Российской Федерации, пользуются от рождения
некоторыми основными правами и свободами человека.
·Государство и общество
обеспечивают содержание, воспитание и образование детей – сирот и детей,
лишенных родительского попечения, поощряют благотворительную деятельность по
отношению к детям. Государство проявляет заботу также об инвалидах и пожилых
гражданах. Государство развивает систему социальных льгот, установленных для
участников Великой Отечественной войны, расширяет сеть домов – интернатов для
престарелых и инвалидов, повышает уровень их благоустройства и социально –
бытового обслуживания.
·Развитие системы социальных
служб. Социальными службами являются учреждения, предоставляющие гражданам
социальные услуги.
·Установление государственных
пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Государство в законном
порядке определяет систему государственных пенсий и социальных пособий.
7. Светское
государство.
Светским
государством считается такое государство, в котором не существует официальной,
государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или
предпочтительным.
Светский
характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви
(религиозных объединений) от государства и светским характером государственного
образования (отделением школы от церкви). Отделение религиозных объединений от
государства означает, что государство, его органы и должностные лица не
вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в
законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение
каких-либо государственных функций.
В то же время
государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные
объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах
органов государственной власти и управления, в деятельности политических
партий.
Исповедание и
распространение веры включает в себя совершение культа, распространение своих
убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации,
миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное
обучение и воспитание, подвижническую деятельность (монастыри), паломничество и
иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную
уставом (положением) данного объединения. Религиозные объединения пользуются
исключительным правом учреждения предприятий по производству богослужебной
литературы и предметов культа.
Они вправе
осуществлять благотворительную деятельность как самостоятельно, так и через
общественные организации (фонды). Они имеют право создавать культурные и
просветительские организации, а также учреждать средства массовой информации,
включая радио, телевидение и т.п.
Религиозные
объединения граждан могут принимать участие в социально – культурной жизни
общества в соответствии с законодательством. Равенство религиозных объединений
перед законом выражается в том, что ни одна религия или религиозное объединение
не пользуется никакими преимуществами, и не могут быть подвергнуты никаким
ограничениям по сравнению с другими. В Российской Федерации запрещены
общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную
или иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному
изменению или ниспровержению Конституционного строя Российской Федерации, к
созданию параллельных структур власти.
8. Республиканская
форма правления.
В Конституции
Российской Федерации установлена республиканская форма правления. Ее главным,
определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства.
Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся
наследованием статуса главы государства. Различают два основных вида республики
– президентскую и парламентскую.
В некоторых
странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и
президентской республик. К их числу относится и Россия.
Смешение
признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации
находит выражение в наличии сильной президентской власти при сохранении
некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя
правительства, возможность, хоть и ограниченная, отстранения от власти
правительства парламентом и роспуска парламента президентом).
Сегодня для
Российской Федерации характерна президентско- парламентская республиканская
форма правления, при которой,
· во-первых, президент избирается
всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы),
· во-вторых, он располагает
собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от
правительства,
· в третьих, наряду с президентом
действует председатель правительства и министры, образующие правительство, в
определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от
президентской формы). Именно эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию
как «Полупрезидентская» республику.
Тема 4. Конституционные основы
общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной
деятельности в Российской Федерации
1.
Правовой статус
политических партий: порядок создания и деятельности. Правовой статус
религиозных объединений.
СМ. Федеральный закон
«О политических партиях» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/
СМ. ФЗ «О
свободе совести и о религиозных объединениях» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/
2.
Экономическая и
социальная основа конституционного строя Российской Федерации.
Экономические и социальные основы необходимы для обеспечения достойного
уровня жизни населения, укрепления российской рыночной экономики и создания
условий для благоприятного развития каждой отдельно взятой личности.
Экономическими основами российского государства являются:
- o свобода
хозяйственной деятельности;
- o разнообразие
и равенство всех форм собственности, ее неприкосновенность;
- o защита
конкуренции;
- o единство
экономического пространства.
В Конституции РФ закладываются основы развития рыночной экономики, гарантии
осуществления хозяйственной деятельности. При этом государство осуществляет
правовое регулирование экономических отношений, может создавать собственные
(государственные) предприятия и учреждения, контролирует деятельность всех
субъектов рынка.
Свобода экономической (хозяйственной) деятельности проявляется в беспрепятственном создании юридических лиц, осуществляющих
хозяйственную (коммерческую и некоммерческую) деятельность, способствующую
развитию различных секторов экономики. Ведение предпринимательской деятельности
может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Граждане могут осуществлять хозяйственную деятельность и без образования
юридического лица, например в форме крестьянских фермерских или личных
подсобных хозяйств, ведении дачного хозяйства в индивидуальном порядке.
Индивиды вольны приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и
в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей па
основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству
условий договора.
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности
осуществляется ГК РФ, Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об
основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации", Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав
потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии
с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов
РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Отношения, связанные с
организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по
продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от
30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой
кодекс Российской Федерации". Органы местного самоуправления вправе
издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий
для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Разнообразие и равенство всех форм собственности, ее
неприкосновенность. Согласно ст. 8
Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом
частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Таким
образом, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц,
а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество,
владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится
имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности
Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, могут
устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые
могут находиться только в государственной или муниципальной собственности
(например, лесные участки в составе земель лесного фонда, водные объекты
находятся в собственности Российской Федерации, равно как и изъятые из оборота
земли).
Поддержка и защита конкуренции осуществляется
на основе антимонопольного законодательства. Конкуренцией называется
соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями
каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в
одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на
соответствующем товарном рынке.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
устанавливает единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и
финансовых рынках. Его положения направлены на предупреждение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранение
противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Законом в
этой сфере запрещено:
- o распространение ложных, неточных или искаженных
сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести
ущерб его деловой репутации;
- o введение в
заблуждение в отношении характера, способа и места производства,
потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его
производителей;
- o некорректное
сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с
товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
- o продажа,
обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались
результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ,
услуг;
- o незаконное
получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую,
служебную или иную охраняемую законом тайну.
Единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает,
что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей
территории Российской Федерации. На территории России не допускается
установление таможенных границ, пошлин, сборов или каких-либо иных препятствий
для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения
перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным
законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и
здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. На территории Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации установлена единая
таможенная территория таможенного союза, где действует Таможенный кодекс
Таможенного союза.
Социальные конституционные основы отражаются в социальной политике государства и необходимы для регулирования
отношений по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материальных и
духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий
существования. В ч. 1 ст. 7 Конституции РФ социальное государство
характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого
является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека. Социальными основами являются:
- o охраны
здоровья и система здравоохранения;
- o основы
трудовых нрав и охраны труда;
- o охрана
института семьи, социально незащищенных граждан и система их поддержки и
социальных служб;
- o пенсионное
обеспечение.
Охрана здоровья и система здравоохранения. В ст. 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану
здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за
счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В
Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления
здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,
способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и
спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического,
правового, социального, научного, медицинского, в том числе
санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых
органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их
должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики
заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья
каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления
ему медицинской помощи. Эти меры осуществляются на основании Федерального
закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" и Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ
"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Основными принципами охраны здоровья являются:
- o соблюдение
прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий;
- o приоритет
интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- o приоритет
охраны здоровья детей;
- o социальная
защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- o
ответственность органов государственной власти и органов местного
самоуправления, должностных лиц
-организаций за обеспечение прав граждан в
сфере охраны здоровья;
- o доступность
и качество медицинской помощи;
- o
недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- o приоритет
профилактики в сфере охраны здоровья;
- o соблюдение
врачебной тайны.
Основы трудовых прав и охраны труда заложены в ТК РФ и актах трудового законодательства. Конституционными
гарантиями в этой сфере является минимальный размер оплаты труда, свобода
выбора собственной профессии и рода деятельности, трудовые гарантии, гарантии
при увольнении.
Охрана труда - это система
сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,
включающая в себя правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия. При осуществлении трудовых функций должны
быть соблюдены стандарты, которые утверждаются в сфере охраны труда1. Кроме
этого закон обязывает работодателей обеспечить безопасность работников при
эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических
процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия
в установленном законодательством Российской Федерации о техническом
регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников и т.д.
Охрана института семьи, социально незащищенных граждан и система их
поддержки и социальных служб. Материнство и
детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).
Важными принципами охраны являются обязательная забота о детях со стороны
родителей и государства, и забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о
нетрудоспособных родителях.
Пенсионное обеспечение. Государственные
пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Самой распространенной
пенсионной гарантией является трудовая пенсия, т.е. ежемесячная денежная
выплата, осуществляемая в целях компенсации заработной платы и иных выплат и
вознаграждений, утраченных лицом в связи с наступлением нетрудоспособности
вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи
застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца,
утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. При этом наступление
нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в
таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий