вторник, 7 сентября 2021 г.

Лекция 2 Констиуция РФ

 

ЛЕКЦИЯ  2. КОНСТИТУЦИЯ РФ И ЕЕ РАЗВИТИЕ

 

Вопрос 1. Понятие, сущность и юридические свойства Конституции России

В правоведении под конституцией принято понимать универсальный нормативно-правовой акт, имеющий, как правило, форму основного закона, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения в рамках «треугольника» «личность-общество-государство».

Сущность конституции традиционно раскрывается через рассмотрение ее в качестве политического, юридического и идеологического документа. Если первое выражает основные принципы и правила поведения участников политических отношений, то второе предельно отражает сущность конституции как правового акта, обладающего высшей юридической силой.

Идеологический характер выражается в провозглашении в конституции определенных идеологических установок или идеологического приоритета. Такое свойство конституции присутствует даже в тех странах, где конституция закрепляет идеологическое многообразие.

Сосредоточим внимание на правовой природе конституции. Конституция – правовой акт, определяющий основы устройства общества и государства, учреждающий систему органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающий основы правового статуса личности.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношении, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок, особые формы охраны и др.;

5) стабильность и реальность.

Особые юридические свойства – это те качества, которые отличают конституцию от других правовых актов. Эти юридические  свойства последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года.

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. В признании верховенства Конституции РФ заложена не свойственная прежним, советским, конституциям идея подчинения государства конституции, праву. Иными словами юридическое верховенство Конституции РФ состоит в установлении конституционализма и подчинении государства Конституции РФ, организации общественных отношений сообразно ее положениям и смыслу.

2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции РФ имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции РФ показывает ее наивысшее место в системе правовых актов и означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они будут недействительны.

3. Конституция Российской Федерации является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства России.

4. К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Конституционный Суд РФ играет важную роль в охране Конституции РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный, порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Таким образом, конституция – это универсальный, как правило, имеющий форму Основного закона юридический документ, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих важнейшие общественные отношения (государственный строй, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с человеком).

Конституция РФ может быть изменена четырьмя способами.

1. Пересмотр положений 1, 2 и 9 глав Конституционным Собранием, что влечет принятие новой Конституции РФ 11 (ст. 135 Конституции РФ). Порядок образования Конституционного Собрания определяется, как предусмотрено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом, который пока не принят. Конституция Российской Федерации в ст. 134 ввела новую норму, устанавливающую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок. Прежней конституцией данный вопрос не регламентировался. Предложения о пересмотре положений 1,2 и 9 глав требуют значительной поддержки обеих палат – 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Но пересмотр Конституции РФ ими не допускаются. Для этого созывается специальный орган – Конституционное Собрание, которое либо подтверждает незыблемость Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается 2/3 голосов Собрания или выносится на всенародное голосование (ст. 135 Конституции РФ).

2. Внесение поправок в главы 3-8 в форме Закона РФ о поправках к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136 Конституции РФ о форме правового акта сформулировано Конституционным Судом РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»* детально урегулировал процедуру рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания и их одобрения парламентами субъектов РФ. Процесс рассмотрения закона РФ о поправке в субъектах Федерации должен завершиться не позднее 1 года.  

3. Внесение изменений в ст. 65 Конституции в форме федерального конституционного закона (ФКЗ) при изменении правового статуса субъектов или субъектного состава РФ. На основании ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие изменения в ст. 65 Конституции РФ (ст.ст. 65, 137 Конституции РФ). ФКЗ об изменении правового статуса субъектов РФ пока не принят, субъектный состав РФ изменяется в двух формах – путем принятия и образования нового. (смотреть последние изменения субъектного состава РФ)

(На семинарском занятии посмотреть последние поправки и внесенные изменения в Конституцию РФ)

Структура Конституции Российской Федерации

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Структура Конституции Российской Федерации — краткая преамбула, два раздела; первый охватывает 9 глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть и прокуратура.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения

Функции конституции - различные проявления ее назначения, ее отражения на жизнь общества и государства.

Содержание функций конституции:

Учредительная функция. Смысл данной функции в том, что она подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без "помощи" конституции. Конституция может иметь учредительное значение как для политической системы в целом (например, учреждение новой формы правления - республики вместо монархии и др.), так и для отдельных государственных институтов (например, учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т. д.).

Организаторская функция состоит в том, что конституция закрепляет определенные "правила игры" в обществе, которым необходимо подчиняться. Конституция направляет всю жизнь общества по конкретному руслу и имеет мобилизационное значение.

Внешнеполитическая функция заключается в том, что, во-первых, конституция закладывает основные направления внешней политики, а во- вторых, служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.

Идеологическая функция выражается в том, что конституция закладывает основы мировоззрения. Например, первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека, демократического устройства государства. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировосприятия,

Юридическая функция состоит в том, что конституция: а) становится основой всего правопорядка в обществе, б) непосредственно порождает права и обязанности, в) служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.

 

Основные характерные черты  содержания Конституции РФ 1993 г.:

1) закрепила модель нового для России общественного и государственного строя, основанную на общепризнанных для нашего времени демократических ценностях (полновластие народа, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политический и идеологический плюрализм, правовое государство, демократические формы правления и др.);

2) установила демократические основы конституционного строя в качестве незыблемых и неизменяемых ценностей для российского общества;

3) сформулировала универсальную концепцию прав и свобод человека и гражданина с признанием приоритета естественных прав человека, установила широкий перечень основных прав и свобод человека и гражданина;

4) предусмотрела новую систему государственной власти, основанную на принципе разделения властей;

5) определила статус Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека, как арбитра в обеспечении конституционного функционирования органов государственной власти;

6) ввела новую модель федеративных отношений в Российской Федерации;

7) закрепила статус местного самоуправления как важнейший институт народовластия, осуществляемый населением самостоятельно в негосударственных формах;

8) установила дополнительные гарантии обеспечения стабильности Конституции РФ (усложненный порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ).

 

Вопрос 2. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок и внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

СМ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18043/

 

Вопрос 3. Правовая охрана и толкование Конституции Российской Федерации.

Эффективное действие любой конституции обеспечено только тогда, когда создан и реально работает механизм ее правовой охраны и защиты.

Под правовой охраной конституции следует понимать урегулированную конституционными нормами деятельность компетентных органов и должностных лиц, направленную на достижение строгого соблюдения режима конституционной законности, обеспечение соответствия конституции всех правовых актов.

Целями правовой охраной являются:

- Обеспечение верховенства Конституции

- Установление режима законности

Целям правовой охраны соответствуют положения статей: ч 2 ст 4, ч 1 ст 15, ч 2 ст 46, ч 2 ст 80, ч 1 ст 82 и др.

Элементы правовой охраны:

-Принципы права (Принцип демократизма, гуманизма, законности, справедливости)

-Субъекты правовой охраны, к которым относятся органы государственной власти. Охрана Конституции является обязательной для всех органов государственной власти.

-Конституционный контроль и конституционный надзор за соблюдением конституционных норм

-Особый порядок пересмотра и изменения Конституции.

Конкретными субъектами правовой охраны Конституции РФ являются:

1) Президент РФ (ст. 80 – является гарантом Основного закона);

2) Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ

 3) Уполномоченный по правам человека в РФ;

4) Конституционный Суд РФ – особый субъект правовой охраны. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех нормативно – правовых актов государства, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, дает толкование Конституции РФ, осуществляет иные полномочия, обеспечивающие неуклонное соблюдение конституционных норм.

Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является ее гарантом. Положения об обязанности Президента РФ соблюдать и защищать Конституцию РФ содержатся в тексте присяги, которую он приносит при вступлении в должность (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). Президент РФ наделен правом законодательной инициативы, позволяющим ему ставить вопросы о реализации в законах конституционных положений, приведении законодательства РФ в соответствие с российской Конституцией. Президент РФ вправе использовать право вето на стадии подписания федеральных законов (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ), в том числе как гарантию обеспечения их конституционности. При противоречии актов российского Правительства Конституции РФ Президент РФ вправе их отменять (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ). Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ), а также предписывать соответствующим органам и должностным лицам строго следовать Конституции РФ.

Контроль за исполнением и соблюдением Конституции РФ в субъектах РФ осуществляет полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, обеспечивающий реализацию конституционных полномочий главы государства. Он вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае их противоречия Конституции РФ.

Из статуса Президента РФ как гаранта Конституции РФ вытекает его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений Конституции РФ посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции РФ.

Президент РФ вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о конституционности федеральных законов, нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, обращаться в Конституционный Суд РФ но вопросам толкования Конституции РФ. Президент РФ на практике активно использует эти полномочия.

Особую роль в правовой охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ. Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ иных видов нормативных правовых актов, перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ.

В юридической литературе традиционно выделяют две основные формы правовой охраны конституции – конституционный контроль и конституционный надзор.

Основное их отличие состоит в последствиях деятельности органов, осуществляющих надзор либо контроль. При конституционном надзоре орган лишь выявляет возможную не конституционность правового акта и рекомендует компетентным органам принять соответствующие меры (отменить или изменить закон).

Орган контроля вправе признавать правовые акты неконституционными с последующей их отменой или изменением. Во многих государствах создан специальный институт конституционного контроля и соответствующие органы.

Конституционный контроль – важнейший способ защиты конституции юридическими средствами, предполагающий выявление неконституционных норм и их отмену.

Судебным органом конституционного контроля в России на общегосударственном уровне является Конституционный Суд РФ.

Различают предварительный (превентивный) и последующий (репрессивный) конституционный контроль. Первый осуществляется в отношении не вступивших в силу правовых актов. Второй представляет собой проверку уже вступивших в законную силу правовых актов на предмет их конституционности.

Толкование Конституции РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ право толкования Основного Закона возложено на Конституционный Суд Российской Федерации. Это – исключительная прерогатива Конституционного Суда интерпретировать волю народа, выраженную в Основном Законе государства.

Никакой иной орган государственной власти не может давать официальное толкование Конституции. Это обусловлено тем, что толкование Конституции осуществляется только путем конституционного судопроизводства.

Толкование, осуществляемое Конституционным Судом, имеет цель преодолеть неопределенность в понимании конституционных положений, установить действительный смысл и содержание правовых предписаний, закрепленных в нормах Конституции.

Толкование Конституции Российской Федерации, ее норм осуществляется исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда и решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Результаты толкования Основного Закона получают выражение в постановлениях Конституционного Суда о толковании Конституции Российской Федерации. Решения Конституционного Суда согласно ч. 2 ст. 71 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» имеют нормативное значение. Закон устанавливает, что решения о толковании Конституции должны быть совместимы с другими его решениями, т. е. решение по делу о толковании Конституции не должно противоречить ранее принятым актам о толковании.

Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Официальное толкование, даваемое Конституционным Судом, распространяется на всех субъектов правоотношений, а предписания, содержащиеся в актах толкования, обязательны на всей территории Российской Федерации. Правоприменительные органы обязаны руководствоваться положениями, которые содержатся в постановлениях Конституционного Суда. Даваемое Конституционным Судом толкование Конституции и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона.

Толкование Конституции и ее норм включает как уяснение, так и разъяснение смысла и содержания интерпретируемых норм. В ходе уяснения содержания интерпретатор выясняет тот смысл, который вложен законодателем в конституционно-правовые нормы, а потом уже доводит их содержание до других субъектов права.

Толкование Конституции может быть как нормативным, так и казуальным. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции. Конституционный Суд уже дал толкование конституционных норм, касающихся процедуры принятия федеральных законов (ч. 4 ст. 105, 106, 107); формы правового акта о конституционных поправках (ст. 136); понятий «общее число депутатов Государственной Думы» и «общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы», что важно для определения результатов голосования при принятии законов и других решений (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 135 и др.); правовой процедуры включения нового наименования субъекта Федерации в ст. 65 Конституции (ч. 2 ст. 137) и др.

Казуальное толкование имеет место, если Конституционный Суд выносит решения по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Однако необходимо отметить, что Конституционный Суд дает толкование конституционных норм не только тогда, когда есть запрос уполномоченных органов, но и во всех других случаях осуществления Конституционным Судом своих правомочий, ибо без конституционного толкования невозможно конституционное правосудие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лекция ПОНБ ОЗО "Роль КС в реализации Конституции"

  Роль Конституционного суда Российской Федерации в обеспечении реализации Конституции РФ (4 часа) Правовая охрана Конституции. Конституци...