вторник, 7 апреля 2020 г.


Лекция №  5. Юридическая экспертиза нормативных актов, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое обеспечение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на уровне субъектов РФ.
Субъекты проведения юридической экспертизы нормативных актов, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Юридическая экспертиза законопроектов, законов субъектов Российской Федерации. Юридическая экспертиза нормативных актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Юридическая экспертиза нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Признаки несоответствия нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральному законодательству.

Занятие 1. (2 часа)
Вопрос № 1. Правовое обеспечение нормативных правовых актов и их проектов на уровне субъектов РФ. (Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как объект правовой экспертизы)
(Самостоятельно)
1.      Федеральный закон «О прокуратуре РФ»

  1. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации»

  1. Указ Президента РФ «Вопросы министерства юстиции российской федерации»

  1. Постановление Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 550
    "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации"
    Правительство Российской Федерации постановляет:

5.      Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" 

6.      Регламент «Общественной палаты РФ»

7.      Приказ Минюста России от 3 марта 2014 г. N 26
"Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации"


Вопрос 2. Субъекты проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, высшее должностное лицо субъектов РФ (руководители высших органов исполнительной власти субъектов РФ), высшие органы исполнительной власти).
Экспертиза региональных правовых актов проводится на предмет соответствия их нормативного содержания положениям Конституции РФ и федеральных законов, а также на соответствие нормативного документа правилам законотворческой техники. Экспертом-юристом в рамках правовой экспертизы может быть поставлен вопрос о целесообразности и необходимости его действия в рамках существующего правового поля.
Таким образом, перед лицом, осуществляющим проведение правовой экспертизы региональных нормативных актов (экспертом), ставится цель: исследовать региональный правовой акт (закон субъекта РФ или подзаконный акт) на предмет соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству. При этом целью правовой экспертизы не может выступать исследование политической и экономической целесообразности принятия документа.
Иркутская Область.
Проведение  правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Иркутской области занимается органы прокуратуры, территориальные органы Министерства юстиции РФ, правовое управление аппарата Законодательного собрания, главное правовое управление администрации губернатора области, иные областные органы государственной власти, учреждения, организации.
Республика Дагестан. Народным Собранием Республики Дагестан.
В соответствии  с Регламентом Народного Собрания Республики Дагестан (с изменениями на 25 января 2018 года) юридическая экспертиза проводиться:
Ст. 37 Члены Общественной палаты Республики Дагестан, уполномоченные Советом Общественной палаты Республики Дагестан, могут присутствовать на открытых заседаниях Народного Собрания при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты Республики Дагестан.
Ст. 73 Законопроекты, касающиеся расходных обязательств Республики Дагестан, вносятся в Народное Собрание после проведения финансово-экономической экспертизы Счетной палатой Республики Дагестан.
Ст. 76 Проекты законов Республики Дагестан о поправках к Конституции Республики Дагестан и иные проекты законов Республики Дагестан по наиболее важным проблемам после их внесения в Народное Собрание вместе со всеми прилагаемыми к ним документами и материалами направляются в Общественную палату Республики Дагестан для проведения общественной экспертизы.
Комитет Народного Собрания по законодательству, законности и государственному строительству оказывает правовую помощь комитетам в период их работы над законопроектами, по поручению Президиума Народного Собрания осуществляет правовую экспертизу законопроектов, а также проверку представленных субъектом (субъектами) права законодательной инициативы обоснований по принятию закона, перечней нормативных правовых актов Республики Дагестан, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием данного закона Республики Дагестан.
Замечания и предложения комитетов Народного Собрания, фракций и субъектов права законодательной инициативы по законопроекту, а также заключение Общественной палаты Республики Дагестан по результатам экспертизы законопроекта (если таковое имеется) рассматриваются на заседании ответственного комитета.
Правовое управление Аппарата Народного Собрания по запросу ответственного комитета осуществляет правовую и юридико-техническую экспертизу законопроекта.
Ст. 81 Представители Главы Республики Дагестан, фракций, комитетов Народного Собрания, Правительства Республики Дагестан, а также других государственных органов, общественных объединений, учреждений, организаций, которым законопроект направлен на заключение, а при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты Республики Дагестан, - члены Общественной палаты Республики Дагестан, уполномоченные Советом Общественной палаты Республики Дагестан, вправе присутствовать на заседаниях комитета при рассмотрении проекта закона и решении вопроса о внесении его для рассмотрения в первом чтении Народным Собранием.
Ст.84 При рассмотрении законопроекта, являвшегося объектом экспертизы Общественной палаты Республики Дагестан, представитель ответственного комитета Народного Собрания информирует депутатов Народного Собрания об итогах рассмотрения ответственным комитетом заключения Общественной палаты Республики Дагестан по результатам экспертизы данного законопроекта.
Ст. 87 Статья 87. Ответственный комитет Народного Собрания изучает и обобщает поправки. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Конституции Республики Дагестан и законам Республики Дагестан. В случае признания комитетом поправок противоречащими им комитет сообщает об этом авторам поправок или по их согласию отклоняет без последующего обсуждения в комитете.
Правительством РД.
60. Проекты нормативных правовых актов после их согласования с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Дагестан до внесения в Правительство направляются в Министерство юстиции Республики Дагестан для антикоррупционной экспертизы, которое направляет свои заключения в орган исполнительной власти Республики Дагестан, разработавший проект.
Проекты нормативных правовых актов, оказывающих влияние на доходы или расходы республиканского бюджета Республики Дагестан, предварительно направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Республики Дагестан, которое в своем заключении дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для республиканского бюджета Республики Дагестан, а также в Счетную палату Республики Дагестан для проведения финансово-экономической экспертизы.

Вопрос № 3. Федеральный регистр нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.
В  обеспечении  единства  правового  пространства  большое значение   имеет   база   данных   Федеральный   регистр.
Федеральный  регистр – федеральный  банк  нормативных правовых  актов  субъектов  Российской  Федерации,  ведение которого  возложено  на  Министерство  юстиции  Российской Федерации  и  его  территориальные  органы.  Так, Президент Российской  Федерации  в  Указе  от  10.08.2000г.  No  1486  «О
дополнительных  мерах  по  обеспечению  единства  правового пространства  Российской  Федерации»
обозначает  курс  на приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации  в  соответствие  с  федеральным  законодательством, на формирование единого правового пространства.
На высших должностных   лиц   субъектов   Российской   Федерации (руководителей    высших    исполнительных    органов государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации) возложена обязанность в  семидневный  срок после  принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации обеспечивать  направление  их  копий,  а  также  официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты субъектов  Российской  Федерации,  для  их  включения  в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы.
Важную роль в формировании единого правого пространства страны  играет  база  данных  «Федеральный  регистр»,  которая ведется в  целях  обеспечения  контроля  за  соответствием нормативных  правовых  актов  субъектов  Российской Федерации   Конституции  Российской  Федерации  и федеральным  законам,  конституционного  права  граждан  на получение достоверной информации о правовых актах органами государственной  власти,  органами  местного  самоуправления, должностными лицами и организациями.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от  10  августа  2000  г.  No  1486  «О  дополнительных  мерах  по обеспечению  единства  правового  пространства  Российской Федерации»
Правительством    Российской  Федерации разработано  Постановление  от  29  ноября  2000  г.  No  904.
Указанным   Постановлением   Правительства   Российской Федерации  утверждено Положение  о  порядке  ведения федерального  регистра  нормативных  правовых  актов субъектов Российской Федерации, которым определено, что: федеральный  регистр  ведет  Министерство  юстиции Российской  Федерации  через  систему  своих  территориальных органов  и  учреждений.  Федеральный  регистр  ведется  в электронном  виде  (на  машиночитаемых  носителях)  и документальном виде (на бумажных носителях).
Федеральный регистр  ведется  на  русском  языке.  Внесение  сведений  в федеральный  регистр  осуществляют  территориальные  органы Министерства юстиции Российской Федерации.
Принципами  ведения  федерального  регистра  являются достоверность,  общедоступность  и  открытость  информации, содержащейся в федеральном регистре.
Приказом  Минюста  РФ  от  20  декабря  2005  г.  No  244 утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В частности,  указано,  что  сведения, содержащиеся  в  федеральном  регистре,  предоставляются  в
документальном  и  электронном  виде,  а  также  через официальный интернет-сайт Министерства юстиции Российской Федерации.
Также  вышеназванным  Порядком  установлено,  что  из федерального регистра предоставляются следующие сведения:
Ø  о включении правового акта в федеральный регистр;
Ø  номер и дата государственной регистрации правового акта;
Ø  реквизиты  правовых  актов  (вид  акта  и  наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);
Ø  сведения  об  изменении  (дополнении),  отмене  (признании утратившим силу) правового акта;
Ø  копия текста или фрагмента текста правового акта;
Ø  источник официального опубликования правового акта;
Ø  дополнительные сведения.
К таким дополнительным сведениям относятся:
- экспертные   заключения   Минюста   России   и территориальных органов Минюста России;
- постановления  и  определения  Конституционного  Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;
- решения  судов  общей  юрисдикции  по  делам  об оспаривании  правовых  актов,  рассмотренным  ими  в  качестве суда  первой  инстанции,  а  также  судебные  постановления, вынесенные  по  апелляционным,  кассационным  и  надзорным жалобам  на  эти  решения  независимо  от  результата рассмотрения жалоб;
- решения и постановления арбитражных судов;
- решения  и  постановления  конституционных  (уставных) судов  субъектов  Российской  Федерации  по  делам  о  проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов Российской  Федерации,  а также  о  толковании  конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;
- информация  о  мерах  прокурорского  реагирования, принятых   в   отношении   правовых   актов   (протесты, представления, требования, заявления в суд);
- предписания Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных    органов,    адресованные    органам исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  об отмене  или  изменении  принятых  ими  правовых  актов, противоречащих федеральному законодательству;
- заключения (письма) Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации  и  Правового  управления  аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о соответствии  законов  субъектов  Российской  Федерации Федеральному  закону  от  12.06.2002  No  67
- ФЗ  «Об  основных гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в референдуме граждан Российской Федерации»;
- указы   Президента   Российской   Федерации   о приостановлении действия правового акта;
- указы   Президента   Российской   Федерации   о предупреждении  законодательного (представительного)  органа государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
- сведения  о  дате  и  номере  государственной  регистрации соглашений   об   осуществлении   международных   и внешнеэкономических   связей,   заключенных   органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- заключения Минюста России в случае принятия решения об отказе  в  регистрации  соглашений  или  возврате  их  без регистрации;
- документы о приостановлении или прекращении действия соглашений;
- письма, иная информация органов государственной власти и  их  территориальных  органов,  органов  прокуратуры,  иных государственных органов;
- служебные  записки  о  продлении  срока  проведения правовой  экспертизы,  снятия  с  экспертизы,  в  связи  с признанием правового акта утратившим силу и другие
Сведения,   содержащиеся   в   федеральном   регистре, предоставляются:
Ø  в  документальном  или  электронном  виде  в  соответствии  с письменным запросом заявителя;
Ø  на  официальном  интернет-сайте  Министерства  юстиции Российской Федерации.
Порядком установлены  также  условия  предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре.
Приказом  Министерства  юстиции  Российской  Федерации от  20  августа  2013  г.  No  144  утверждены  Разъяснения  по применению  Положения  о  порядке  ведения  федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный  регистр  имеет  региональный  и федеральный  уровни.  Региональный  уровень  федерального регистра   представляет   собой   федеральный   регистр соответствующего   субъекта   Российской   Федерации.
Федеральный  уровень  федерального  регистра  состоит  из федеральных  регистров  субъектов  Российской  Федерации.
Пополнение  федерального  уровня  федерального  регистра осуществляется территориальными органами Минюста  России не реже одного раза в неделю.
Конституции,  уставы  и  законы  субъектов  Российской Федерации подлежат обязательному включению в федеральный регистр.
Правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской Федерации),  высшего органа  исполнительной власти субъекта Российской  Федерации  включаются  в  федеральный  регистр, если они носят нормативный характер.
Правовые акты иных органов власти субъектов Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативный  правовой  характер  и  отвечают  одному  или нескольким из следующих условий:
- затрагивают  права,  свободы  и  обязанности  человека  и гражданина;
- устанавливают правовой статус организаций;
- имеют межведомственный характер.
Также подлежат включению в федеральный регистр:
- соглашения   об   осуществлении   международных   и внешнеэкономических   связей,   заключенные   органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- правовые акты, изменяющие (дополняющие) правовой акт в целом (новая редакция) или его часть;
- правовые  акты,  содержащие  положения  об  отмене, признании  утратившим  силу,  продлении  срока  действия, приостановлении  действия  правового  акта,  признании  его недействующим;
- правовые акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного правового акта в целом или  его  частей,  а  также  содержащие  иную  информацию  о состоянии или изменении реквизитов правового акта;
- изменения и дополнения, вносимые в соглашения, а также все приложения к ним, принятые впоследствии;
- правовые  акты  субъектов  Российской  Федерации  о ратификации,  утверждении  или  другом  способе  выражения согласия на обязательность соглашения;
- правовые  акты,  вносящие  в  правовой  акт  изменения ненормативного характера (например, изменяющие поименный состав комиссии или органа).
В федеральный регистр не включаются:
- акты,    содержащие    сведения,    составляющие государственную тайну;
- индивидуальные акты:
о  назначении,  перемещении  или  освобождении  от должности, командировках, награждении орденами и медалями, присвоении  почетного  или  воинского  звания,  премировании, назначении  персональной  пенсии,  закреплении  жилых  и нежилых  помещений  и  предоставлении  льгот  и  преимуществ конкретным лицам и т.п.;
- действие    которых    исчерпывается    однократным применением;
- оперативно-распорядительного    характера    (разовые поручения);
- о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;
- долженности по ссудам;
- об  отводе  земель отдельным  предприятиям,  учреждениям, организациям;
- иные акты хозяйственно-распорядительного характера.
В федеральный регистр включаются:
Ø  номера государственной регистрации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
Ø  реквизиты   нормативных   правовых   актов   субъектов Российской Федерации (вид акта и наименование принявшего его  органа,  дата  принятия  (подписания)  акта,  его  номер  и заголовок);
Ø  источники  официального  опубликования  нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
Ø  тексты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
Ø  дополнительные  сведения,  перечень  которых  определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
Высшие   должностные   лица   субъектов   Российской Федерации  (руководители  высших  органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации) обеспечивают:
Ø  направление   в   Министерство   юстиции   Российской Федерации  через  его  территориальные  органы  копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в  7-дневный  срок  после  их  принятия,  а  также  официальных изданий, в которых публикуются указанные акты;
Ø  полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в федеральный регистр.
В федеральный регистр включаются действующие правовые акты вне зависимости от срока их действия.
Правовые  акты,  которые  признаны недействующими  по решению суда, но не отменены либо не признаны утратившими силу, подлежат включению в федеральный регистр.
Правовые   акты,   вносящие   изменения   (дополнения), приостанавливающие  и  (или)  отменяющие  (признающие утратившим  силу),  включаются  в  федеральный  регистр  с присвоением   самостоятельного   номера   государственной регистрации.
В  федеральный  регистр включаются  как  опубликованные, так и неопубликованные правовые акты.
В  рамках  реализации  проектов  Министерства  юстиции Российской   Федерации   по   предоставлению   правовой информации  органам  государственной  власти  Российской Федерации,  местного  самоуправления,  юридическим  лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, а также  оказания  бесплатной  правовой  помощи  сформирован Банк данных «Нормативно-
правовые акты, зарегистрированные в  Министерстве  юстиции  Российской  Федерации».  Цель данного проекта – обеспечить широкий доступ организаций и граждан  к  достоверным  исходным  текстам  правовых  актов, зарегистрированных  в  Министерстве  юстиции  Российской Федерации.  В  Банк  данных  включаются  копии  документов  в графическом формате. Эти копии документов получаются путем
сканирования  исходных  текстов  ведомственных  нормативно-правовых  актов. 
Тем  самым  достигается  стопроцентная аутентичность   документов   банка   данных  достоверным
первоисточникам, то есть пользователь видит акты в том самом виде, в котором они выпускаются государственными органами.
Доступ  к  Банку  данных  предоставляется  бесплатно  и  открыт круглосуточно  на официальном сайте  Минюста  России (www.minjust.consultant.ru). Указом Президента РФ от 02.04.2014 No 198 «О порядке опубликования  законов  и  иных  правовых  актов  субъектов Российской  Федерации  на  "Официальном  интернет-портале правовой информации"(www.pravo.gov.ru)"» установлено, что:
а)  в  соответствии  с  законами  субъектов  Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации  опубликовываются  на  "Официальном  интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru);
б) опубликование законов и иных правовых актов субъектов Российской  Федерации  на  "Официальном  интернет-портале правовой  информации"  (www.pravo.gov.ru)  осуществляется  в течение  10  дней  со  дня  их  подписания  и  является  их официальным опубликованием. Контроль   за   правильностью   и своевременностью опубликования  законов  и  иных  правовых  актов  субъектов Российской  Федерации  на  «Официальном  интернет-портале правовой  информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляют высшие   должностные   лица   (руководители высших исполнительных  органов  государственной  власти)  субъектов Российской Федерации.
Итак,  наряду  с  единым  территориальным,  правовым, экономическим пространством, можно выделить пространство информационное. «В   современных   условиях   единое информационно-правовое пространство абсолютно необходимо для   обеспечения   согласованности,   непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов»
Одним из необходимых условий   развития   правового   государства   является формирование     единого     информационно-правового пространства,    обеспечивающего    полную    правовую информированность   граждан,   юридических   лиц,   всех государственных  и  общественных  структур,  доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц.

Вопрос № 4. Методика проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, субъектов Российской Федерации.
            Основным     нормативным     правовым     актом, регламентирующим процедуру   проведения   правовой экспертизы Минюстом России, является Приказ Министерства юстиции  РФ  от  31.05.2012  г.  No  87  «Об  утверждении Методических  рекомендаций  по  проведению  правовой экспертизы  нормативных  правовых  актов  субъектов Российской Федерации» (далее – Методические рекомендации).
Так,   правовая   экспертиза   проводится   Департаментом законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения и  территориальными  органами  Министерства  юстиции  РФ.
Правовая  экспертиза  осуществляется  в  целях  выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий,  вытекающих  из  пункта  «а»  части  1  статьи  72
Конституции  Российской  Федерации,  совместно  с  органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных  правовых  актов  Конституции  Российской  Федерации  и федеральным законам.
Правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления  правового  акта  в  Министерство  юстиции Российской   Федерации   (территориальный   орган).   При необходимости  этот  срок  может  быть  продлен  руководством Минюста России (территориального органа), но не более чем на
один месяц.
Причем  начинает  он  исчисляться  не  с  момента  внесения нормативных  правовых  актов  субъекта  РФ  в  федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ, а со дня поступления  нормативных  правовых  актов  субъекта  РФ  в Управление, то есть со дня официальной регистрации в журнале учета  входящей  корреспонденции.  После  регистрации  на основании поручения начальника отдела нормативный правовой акт  субъекта  РФ  передается  конкретному  специалисту  для проведения его экспертизы.
Продление  указанного  срока  допускается  лишь  при необходимости и не более, чем на 1 месяц, то есть фактически, еще на 30 дней. В общей сложности срок проведения правовой экспертизы не  может  превышать  60  календарных  дней с момента поступления нормативного правового акта субъекта РФ
в Управление и регистрации.
Основания  продления  срока  проведения  экспертизы Методическими  рекомендациями  не  регулируются,  указано лишь,  что  это  возможно  «при  необходимости».  Такая необходимость определяется в отделе. Практика деятельности органов  юстиции  показывает,  что  такими  обоснованными
основаниями могут быть:
- необходимость истребования дополнительных документов из органов власти для правовой оценки акта;
- временное  по  уважительным  причинам  отсутствие специалиста  отдела,  которому  было  дано  поручение  о проведении правовой экспертизы;
- необходимость выполнение специалистом другого срочного поручения,  при  невозможности  передачи  нормативного правового  акта  для  его  экспертизы  любому  другому специалисту  отдела  (большая  загруженность  в  отделе, отсутствие  по  уважительным  причинам  на  рабочем  месте других специалистов).
В  любом  случае  специалист,  которому  было  поручено проведение  правовой  экспертизы,  в  случае  необходимости продления срока ее проведения, составляет на имя начальника отдела  служебную  записку,  в  которой  указывает  основание продления  такого  срока.  Лишь  после  продления  начальником
отдела срока экспертизы (проставляется виза), правовая оценка нормативного  правового  акта  в  срок  до  60  дней  со  дня  его поступления в отдел будет законной.
Правовые  акты  подлежат  правовой  экспертизе,  только  в случае, если они носят нормативный
характер. Нормативность акта  определяется  с  учетом  пунктов  9,  10  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 84 2007  г.  No  48  «О  практике  рассмотрения  судами  дел  об оспаривании  нормативных  правовых  актов  полностью  или  в части».   В   частности,   существенными   признаками, характеризующими  нормативный правовой  акт,  являются:
Ø  издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным  лицом,  наличие  в  нем  правовых  норм  (правил
поведения),  обязательных  для  неопределенного  круга  лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование  общественных  отношений  либо  на  изменение или прекращение существующих правоотношений.
Не проводится экспертиза следующих видов актов:
- признанных утратившими силу, отмененных;
- имеющих ненормативный характер;
- нормативных  правовых  актов,  не  устанавливающих самостоятельных норм права, а только вносящих изменения в действующие нормативные правовые акты.
            В  последнем  случае  проводится  экспертиза  нормативного правового  акта,  в  который  вносятся  изменения,  с  учетом нормативного правового акта, которым эти изменения внесены.
Однако,  если  принят  нормативный  правовой  акт,  который вносит  изменения  в  большое  количество  актов,  или нормативный  правовой  акт,  который,  помимо  изменений  в другой  нормативный  правовой  акт,  также  устанавливает самостоятельные нормы права, начальником отдела может быть
поручено  проведение  правовой  экспертизы,  соответственно, нормативный  правовой  акт,  который  вносит  в  другие нормативные правовые акты большое количество изменений, и нормативный  правовой  акт,  который  также  устанавливает самостоятельные  нормы  права.  Например,  постановлением высшего должностного лица утверждаются изменения в другие действующие постановления, а также Порядок выплаты премий работникам искусства, литературы. В этом случае проведение экспертизы   принятого   нормативного   правового   акта необходимо.
Необходимо  различать основания и поводы  проведения правовой экспертизы нормативного  правового  акта  субъекта РФ.
Правовые  основания – это  нормативные  правовые акты, закрепляющие полномочия органов государственной власти по проведению правовой экспертизы нормативного правового акта субъекта РФ.
Поводы  проведения  экспертизы  перечислены  в  пункте  24 Методических рекомендаций. Они, в свою очередь, различаются на  поводы  проведения  экспертизы  по  инициативе  других органов, а также по собственной инициативе.
К первой группе можно отнести:
- принятие нормативного правового акта;
- внесение изменений в нормативный правовой акт субъекта РФ;
- обращение полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе;
- обращение органа государственной власти субъекта РФ;
- обращение  прокуратуры  субъекта  РФ,  Управления Генпрокуратуры  России  в  соответствующем  федеральном округе;
- обращения иных органов или должностных лиц (например, депутатский запрос).
По собственной инициативе экспертиза проводится в случае принятия   нового   федерального   закона   по   вопросу, регулируемому нормативным правовым актом субъекта РФ (то есть при изменении федерального законодательства), а также в целях   пересмотра   выводов   предыдущего   экспертного
заключения,  если  есть  основания  полагать,  что  в  нем содержится ошибочное положение (чаще всего
– за нарушение федерального   законодательства   выдается   нарушение общепринятых правил юридической техники, неоднозначность и  двусмысленность  отдельных  положений),  отсутствует указание  на  имеющееся  в  нормативном  правовом  акте противоречие федеральному законодательству.
В зависимости от повода проведения экспертиза может быть первичной (когда  принимается  новый нормативный  правовой акт, вносятся изменения в действующий  нормативный правовой акт) и повторной. Повторная правовая экспертиза проводится в связи с изменениями в федеральном законодательстве, а также необходимостью пересмотра выводов предыдущего экспертного заключения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лекция ПОНБ ОЗО "Роль КС в реализации Конституции"

  Роль Конституционного суда Российской Федерации в обеспечении реализации Конституции РФ (4 часа) Правовая охрана Конституции. Конституци...