ЛЕКЦИЯ.
Федеративная Республика Германия
- Общая характеристика Конституции Германии.
- Основы конституционного статуса человека в ФРГ.
- Особенности германского федерализма.
- Органы государственной власти ФРГ.
- Местное самоуправление и управление в ФРГ.
1. Общая характеристика Конституции Германии.
Послевоенная
Германия оказалась расколотой на западную и восточную части. Решение об
образовании Федеративной Республики Германии (ФРГ) как самостоятельного
государства (что фактически означало расчленение Германии) было принято в 1948
г. на Лондонской конференции шести стран -- США, Великобритании, Франции,
Бельгии Нидерландов, Люксембурга. Военные губернаторы США, Англии и Франции в
оккупационных зонах Западной Германии уполномочили премьер-министров
правительств германских земель разработать законопроект будущей конституции ФРГ
(Основной закон вступил в силу 23 мая 1949 г.). Первоначальный проект Основного
закона ФРГ разрабатывался конституционной комиссией, образованной в 1948 г.
премьер-министрами земель (которых уполномочили военные губернаторы западных
держав). Комиссия, подготовив проект, передала его Парламентскому совету -
органу, состоявшему из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, расположенных
в Западной Германии, и пяти представителей Западного Берлина с совещательным
голосом. Парламентский Совет заседал в Бонне под контролем военных губернаторов
оккупационных зон. В начале мая 1949 г. Парламентский совет окончательно принял
Основной закон и передал его для ратификации в ландтаги земель. Одобрение земельными
парламентами прошло в период с 18 по 21 мая 1949 г. Только ландтаг Баварии
отверг этот конституционный акт, сочтя его чрезмерно централистским.
Юридической
основой объединения Германии в 1990 г. послужил многосторонний Договор об
окончательном урегулировании в отношении Германии, заключенный ФРГ, ГДР, СССР,
США, Великобританией и Францией. ГДР не присоединялась к ФРГ, но на территории
ГДР были образованы земли, которые вошли в состав ФРГ. С 3 октября 1990 г.
действие Основного закона ФРГ распространилось и на территорию бывшей ГДР.
Первоначально
Основной закон задумывался как временный конституционный акт, который должен
прекратить свое действие "в день, когда вступит в силу Конституция,
принятая свободным волеизъявлением немецкого народа" (ст. 146 Основного
закона), т.е. после объединения. Собственно говоря, даже название
"Основной закон" было использовано для того, чтобы не путать его с
Конституцией. Однако созданная Бундестагом и Бундесратом уже после объединения
Германии комиссия для рассмотрения вопроса об общегерманской конституции,
проработав с 1990 по 1993 г., пришла к выводу, что вполне достаточно внести
изменения в действующий Основной закон. Так временный конституционный акт
превратился, по сути, в бессрочный.
Основной
Закон практически начинается с регулирования прав и свобод, раздел об основных
правах идет сразу же после Преамбулы. Вообще расположение норм, посвященных
правам и свободам граждан, в начале конституций является одной из характерных
черт основных законов, принятых после Второй мировой войны. Но для Германии
такой подход к правам человека был связан, очевидно, со стремлением преодолеть
нацистское наследие.
Стремление
преодолеть нацистское прошлое проявилось также в статьях Основного закона,
осуждающих агрессивную войну, провозглашающих верховенство международного права
и предусматривающих возможность передачи законодательным путем суверенных прав
Федерации международным учреждениям ради обеспечения мира и коллективной
безопасности. В частности, в п. 1 ст. 26 говорится, что "действия,
способные нарушить мирную совместную жизнь народов и предпринимаемые с этой
целью, в частности, для подготовки агрессивной войны, являются
противоконституционными". Статья 25 гласит: "Общие нормы
международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют
преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для
жителей федеральной территории". А в п. 2 ст. 24 провозглашается, что
Федерация "соглашается на такие ограничения своих суверенных прав, которые
должны привести к установлению и обеспечению мирного и устойчивого порядка в
Европе и в отношениях между народами всего мира".
Следует отметить, что одной из характерных черт
Основного закона является довольно хорошая юридическая проработка
различных его положений. Вместе с тем многие статьи содержат отсылки к закону,
который должен подробнее урегулировать те или иные отношения, нашедшие
закрепление в общем виде в Основном законе.
В ФРГ
установлена федеративная парламентарная республика, что, естественно, нашло
отражение в конституционном тексте. Закреплен ряд фундаментальных принципов:
принцип правового государства, принцип разделения власти (в варианте,
характерном для парламентарной республики) и др. В Основной закон было внесено
много поправок и дополненений, что существенно изменило содержание ряда статей
и даже целых разделов. Это также составляет одну из важных характерных черт
современного Основного закона.
Основной закон относится к "жестким"
конституциям: для внесения поправок в него требуется, чтобы за
закон об изменениях и (или) дополнениях проголосовало 2/3 депутатов Бундестага
и 2/3 членов Бундесрата. На практике за 60-летнюю историю Основного закона в
него было внесено более полутора сотен поправок, в результате чего в тексте
появились три новых раздела, более четырех десятков новых статей, полностью или
частично отменены, дополнены или изменены порядка 80 статей (некоторые из
статей пересматривались по нескольку раз). Если принять во внимание, что
первоначальный текст включал 146 статей, то масштабность конституционного
пересмотра (хотя и растянутого во времени) не может не броситься в глаза.
В ФРГ создан специализированный судебный орган
конституционного контроля - Федеральный конституционный суд. В его
первом и втором сенатах конституционное правосудие осуществляют 16 судей,
избираемых в равной доле депутатами Бундестага и членами Бундесрата сроком на
12 лет. Конституционный суд приступил к работе в 1951 г. К компетенции
Федерального конституционного суда относятся толкование Основного закона,
проверка конституционности законов и иных нормативных актов, рассмотрение
споров между федерацией и землями, между землями, рассмотрение индивидуальных
жалоб граждан, которые полагают, что нарушены их конституционные права,
рассмотрение жалоб общин или объединений общин, которые считают, что нарушены
их конституционные права на самоуправление, рассмотрение дел о
конституционности партий и некоторые другие полномочия (всего 18 типовых
случаев). Диапазон решений Федерального конституционного суда весьма широк: в
той или иной степени они касаются социальных и экономических вопросов,
гражданского и уголовного права, военной политики и международных отношений,
гражданства и многих других проблем. Всего Федеральным конституционным судом
рассмотрено около 90 тыс. дел. Учитывая, что Конституционный суд может
рассматривать запросы о толковании норм Основного акона и в то же время вправе
выносить решения по жалобам граждан и общин, ясно, что он осуществляет как
абстрактный, так и конкретный контроль за конституционностью актов.
2. Основы конституционного статуса человека в ФРГ.
Гражданство.
Задолго
до объединения Германии в ФРГ была принята концепция, согласно которой
гражданами ФРГ являются как граждане Западной Германии, так и граждане ГДР. В
силу этого объединение Германии не принесло каких-либо серьезных проблем с
установлением гражданства. При определении гражданства лица по рождению
применяются в сочетании право (принцип) крови и право (принцип) почвы, что в
целом характерно для абсолютного большинства современных государств. Гражданство
ФРГ можно приобрести, в частности, путем натурализации. Для немцев,
поселившихся на законных основаниях в ФРГ, но проживавших и даже родившихся за
пределами ФРГ от родителей-немцев, являвшихся гражданами других государств,
создаются условия упрощенного приобретения гражданства ФРГ.
Основной
закон (ст. 16) устанавливает, что никого нельзя лишить германского гражданства.
Вместе с тем допускается, что "утрата гражданства может последовать только
на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае,
если оно тем самым не становится лицом без гражданства". Согласно
Основному закону ни один немец не может быть выдан иностранному государству.
Общие принципы правового положения человека.
Основной
закон открывается разделом, посвященным основным правам. Правда, некоторые
права встречаются и в других разделах. Например, в разделе II ("Федерация
и земли") закреплены некоторые политические права (в частности, права,
связанные с созданием и деятельностью политических партий).
В Основном
законе содержится положение о равноправии всех людей в самом общем виде.
Указывается также, что "никому не может быть причинен ущерб или оказано
предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и
родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов" (п. 3 ст.
3). Вместе с тем закрепляется равноправие мужчины и женщины (п. 2 ст. 3).
Поправкой 1994 г. в Основной закон были включены некоторые обязанности
государства по обеспечению такого равноправия: "Государство содействует
фактическому осуществлению равноправия женщин и мужчин и принимает меры по
устранению существующих недостатков". Федеративное государственное
устройство предопределило внесение в Основной закон положения о том, что каждый
немец в каждой земле имеет равные гражданские права и обязанности (п. 1 ст.
33).
Основной
закон содержит достаточно много оговорок, предусматривающих возможность
ограничения прав и свобод граждан, что связывается с необходимостью защиты
основ демократии и конституционного строя. В то же время запрещается
устанавливать законом ограничения прав для каждого отдельного случая. Закон,
ограничивающий основные права, согласно Основному закону должен носить общий
характер. Основной закон предусматривает, что каждый, кто использует свободу
выражения мнений, свободу объединения и т. п. для борьбы против основ
свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Установление
факта и пределов утраты указанных прав возлагается на Федеральный
конституционный суд.
В качестве общего принципа в Основном законе
устанавливается, что каждый имеет право на свободное развитие своей личности,
поскольку он не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный
порядок или нравственный закон. Примечательно, что Основной закон предусматривает
распространение основных прав на юридические лица ФРГ, поскольку эти права по
существу могут быть к ним применимы. Основной закон предусматривает для всех
лиц право на судебную защиту основных прав.
Основной
закон закрепляет активное и пассивное избирательное право граждан. Активное
избирательное право, т.е. право избирать, имеют граждане, достигшие 18 лет.
Правом быть избранными (т.е. пассивным избирательным правом) в Бундестаг
обладают граждане, достигшие, как сказано в Основном законе, "возраста
гражданского совершеннолетия". В настоящее время этот возраст также
составляет 18 лет. Пассивное избирательное право для кандидатов на должность
Федерального президента наступает с 40 лет.
Близко к
выборам по форме осуществления право граждан на участие в референдуме. Граждане
также вправе участвовать в народной инициативе, под которой понимается
выдвижение законопроекта группой избирателей, собравших под законопроектом
установленное законом количество подписей. К политическим правам также относятся
право на подачу индивидуальных и коллективных петиций (просьб или жалоб) в
любые государственные и иные публично-властные органы, право на доступ к
государственной службе (равный для всех граждан), свобода слова, собраний
(мирно и без оружия), право объединения (в том числе в профессиональные союзы и
политические партии), свобода выражения своего мнения (устно и письменно при
помощи различных технических средств) и некоторые другие права. К примеру, п. 4
ст. 20 указывает, что все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому,
кто попытается устранить конституционный строй силой, если иные средства не
могут быть использованы.
Для
иностранцев предусмотрено право политического убежища.
Личные права.
Основной
закон закрепляет сравнительно широкий круг личных прав и свобод. Собственно, в
ст. 1 говорится, что "достоинство человека неприкосновенно, а
"уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти".
В ФРГ согласно Основному закону каждый имеет право на жизнь и физическую
неприкосновенность. Смертная казнь отменяется (ст. 102). Имеются гарантии от
необоснованных арестов, но они в основном закреплены в текущем
законодательстве, фиксированы неприкосновенность жилища, тайна переписки, а
равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи, свобода передвижения. К личным
правам относится также свобода вероисповедания (т. е. право выбора религии
самим человеком), закрепленная основным законом. Со свободой вероисповедания
связано право гражданина на альтернативную военную гражданскую службу, если он
по своим религиозным убеждениям не может служить с оружием в руках или
приносить присягу.
Другие права.
Закрепляются
право собственности и право наследования, хотя и говорится, что пользование
собственностью должно служить общему благу, сама собственность обязывает (ст.
14). Основной закон провозглашает право свободного выбора профессии, места
работы и учебы, при этом принудительный труд допускается только при лишении
свободы по приговору суда. Брак и семья согласно Основному закону находятся под
особой защитой государства. Каждая мать имеет право на защиту и поддержку
общества.
В целом
же перечисленными социально-экономическими правами исчерпывается
конституционное регулирование данного вида прав и свобод. Надо отметить, что
таким скупым правовым регулированием социально-экономических прав Основной
закон ФРГ невыгодно отличается от большинства конституций развитых стран,
принятых во второй половине XX в., и даже от ряда конституций германских
земель. Правда, этот пробел государственного (конституционного) права ФРГ
восполняется положениями Социальной Хартии, которая была разработана в рамках
Совета Европы и ратифицирована ФРГ. А нормы международного права являются
составной частью германского права и имеют приоритет перед нормами германских
законов.
Из прав в
области культуры в Основном законе упоминается свобода искусства, науки,
исследований и преподавания.
Основные обязанности.
В
Основном законе обязанности специально не выделены в каком-либо разделе, однако
их можно найти в конституционном тексте. Так, для мужчин с 18 лет вводится
обязанность службы в Вооруженных силах в случае призыва, а в случае состояния
обороны для службы в военных госпиталях и иных медицинских учреждениях могут
быть призваны и женщины в возрасте от 18 до 55 лет. Для родителей в качестве
"первейшей" (как сказано в Основном законе) обязанности (и
одновременно права) устанавливаются уход за детьми и воспитание их. Исходя из
того что собственность по Основному закону обязывает, можно выделить
обязанности собственника. Можно также говорить об обязанности платить налоги
(хотя в основном законе прямо об этом не сказано), соблюдать законы, права и
законные интересы других лиц.
3. Особенности
германского федерализма.
Важное
значение имеет разграничение предметов ведения между Федерацией и землями,
которых насчитывается в настоящее время 16. За Федерацией закрепляются довольно
широкие законодательные полномочия. К исключительному ведению Федерации
относится принятие законов по вопросам внешней политики, гражданства, обороны,
денежного обращения, таможенного и торгового единства и т. п.
Компетенция
между государственными органами Федерации и земель разграничена в соответствии
с Основным законом. При этом в сфере конкурирующего законодательства и
федеральных рамочных предписаний Федерация законодательствует в случае
возникновения необходимости в таком федеральном регулировании (чтобы не
нарушить интересы других земель, страны в целом, соблюсти правовое и
экономическое единство и т. д.). На долю земель приходится в основном
законодательство в сфере образования, культуры, общинного устройства,
полицейских дел. В области же управления Федерации принадлежит исключительное
право по ограниченному кругу вопросов таможни, Бундесвера, охраны границ и
др.), поскольку большинство полномочий -- у земель. Они организуют управление в
сфере своей исключительной компетенции (школы, планирование в регионе,
полиция), при выполнении федеральных законов как своих собственных (при
планировании строительства, осуществлении промыслового права, охраны окружающей
среды), так и при прямом поручении Федерации выполнять федеральное право
(строительство федеральных автострад, к примеру).
Практика
федеративных отношений ФРГ за последние 50 лет выявила устойчивую тенденцию к
централизации. При этом Федерация все больше распространяет свои
законодательные и регламентирующие полномочия, в то время как исполнение
нормативных предписаний остается за землями. Правда, наложение со стороны
федерации на земли и общины дополнительных обязанностей, требующих повышения
бремени расходов, обусловлено передачей соответственно землям или общинам
необходимых финансовых средств из федерального бюджета. Вместе с тем в
настоящее время никто не ставит под сомнение само федеративное устройство. Со
второй половины 1960-в ФРГ проводится политика кооперативного федерализма. В
ходе данной политики основное внимание сконцентрировано на развитии
горизонтальных (между землями) и вертикальных (между федерацией и землями)
сотрудничества и самокоординации. Одним из инструментов кооперативного
федерализма является осуществление федерацией на основе специального закона
перераспределения средств между землями. Кроме того, в рамках кооперативного
федерализма развиваются различные формы сотрудничества и согласования политики
(например, серьезную роль играют постоянные конференции премьер-министров
земель, министров культуры земель).
4. Органы государственной власти в ФРГ
Принцип
разделения властей
Немецкая модель разделения
властей именуются «мягкой» системой разделения властей. Эта система основана на
принципе единства народной воли и власти. Основной Закон ФРГ исходит из того,
что вся власть принадлежит народу, а разделение властей является функциональным
разграничением властных полномочий. При этом ни один орган государственной
власти не имеет право осуществлять свои полномочия вне народного одобрения.
Из этого следует, что народ
должен формировать представительные органы власти, способные выразить волю
народа, обеспечить единство нации, избрать президента от имени народа и
привлечь президента к ответственности в случаях, предусмотренных в Основном
законе. Таким образом, немецкая система разделения властей соответствует
парламентарной форме правления.
Таким образом, принцип разделения
властей – это институциональная и функциональная форма рациональной организации
государственной власти, когда выразителями народного суверенитета являются
высшие органы народного представительства, которые в законах выражают волю
народа, от его имени осуществляют контроль и обеспечивают правосудие.
Статус
федерального президента как главы государства в ФРГ
Главой государства в ФРГ является
федеральный президент. Он избирается Федеральным собранием (орган, состоящий
из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными
представительствами земель на началах пропорциональности) сроком на 5 лет.
Президентом может быть избран гражданин ФРГ (по формулировке основного закона
- "каждый немец"), обладающий избирательным правом и достигший 40
лет. Непосредственное переизбрание допускается только 1 раз (ст. 54). Согласно основному закону
федеральный президент не может входить ни в состав федерального
правительства, ни в состав законодательной корпорации какой-либо земли. Он
также не может занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, работать по
профессии или иметь занятие, входить в состав руководства или наблюдательного
совета предприятия, имеющих целью получение прибыли (ст. 55). Федеральный президент
представляет государство в международно-правовых отношениях, он заключает от
имени ФРГ договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает
послов (ст. 59). Федеральный президент назначает
и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и
унтер-офицеров (если законом не установлено иное). В отдельных случаях он
осуществляет от имени федерации право помилования (ст. 60). Для действительности актов
федерального президента необходима их контрассигнатура федеральным канцлером
или компетентным министром (за исключением актов об увольнении федерального
канцлера, о роспуске Бундестага). Федеральный президент обладает
иммунитетом, отменить его вправе только Бундестаг в установленных основным
законом случаях (ст. 60 и ст. 46). Полномочия федерального
президента в случае каких-либо препятствий или досрочного освобождения от
должности осуществляются председателем Бундесрата (ст. 57). Согласно основному закону.
Федеральный президент может быть лишен должности, если Федеральный
конституционный суд установит, что он виновен в умышленном нарушении
основного закона ФРГ или иного федерального закона. Обвинение в этом могут
выдвигать перед Федеральным конституционным судом Бундестаг или Бундесрат
(предложение о предъявлении обвинения должно быть представлено от имени не
менее 1 /4 депутатов Бундестага или 1/4 части голосов Бундесрата, а решение о
предъявлении обвинения требует большинства 2/3 депутатов Бундестага или 2/3
голосов Бундесрата). После предъявления обвинения Федеральный конституционный
суд может своим приказом временно отстранить президента от должности (ст. 61
основного закона). Особо нужно отметить специфику отношения и
разделения полномочий между федеральным президентом и канцлером. Важнейшую
роль в жизни германского государства играет Федеральное правительство; особое
положение занимает его глава - федеральный канцлер. Германию вследствие этого
нередко именуют «канцлерской республикой». Федеральное правительство,
согласно основному закону, состоит из федерального канцлера и федеральных
министров (ст. 62). Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению
федерального президента. Избранным считается получивший большинство голосов
депутатов Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, то в течение 14 дней
после выборов Бундестаг может избрать федерального канцлера абсолютным
большинством голосов. Если в течение этого срока избрание не состоялось,
незамедлительно проводится новый тур голосования, где избранным считается
тот, кто получил наибольшее число голосов. Если это лицо собрало голоса
большинства депутатов, федеральный президент в течение 7 дней после выборов
должен его назначить. Если оно не получило такого большинства, то федеральный
президент должен в течение 7 дней либо назначить его, либо распустить
Бундестаг (ст. 63). Федеральные министры
назначаются федеральным президентом по предложению федерального канцлера. Они
увольняются в том же порядке. Основной закон ФРГ устанавливает принцип
несовместимости должностей. Федеральный канцлер и федеральные министры не
могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии,
иметь занятие или входить в состав руководства, а без согласия Бундестага - в
состав наблюдательного совета какого-либо предприятия, имеющего целью
получение прибыли (ст. 66). Роль федерального канцлера
в руководстве страной очень велика. Он в соответствии с конституцией
определяет основные направления политики и несет за них ответственность; в
рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей
отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между
федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе
подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен
правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при
объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к
федеральному канцлеру. Федеральное правительство
принимает свой регламент, который нуждается в одобрении федерального
президента. В настоящее время действует регламент 1951 г. в редакции 1987 г.
В этом акте урегулированы вопросы о полномочиях федерального канцлера и
порядке его замещения, о правах и обязанностях федеральных министров, о
порядке работы правительства. В ФРГ установлены юридические
правила для обеспечения устойчивого положения федерального канцлера: он может
быть смещен только в результате вынесения ему конструктивного вотума
недоверия. Ответственность за деятельность правительства целиком несет
канцлер; оно уходит в отставку со сменой федерального канцлера (ст. 69
основного закона). |
Статус Федерального
Правительство ФРГ |
Федеральное правительство
представляет собой орган исполнительной власти, который осуществляет функции
государством. Оно состоит из Федерального канцлера и федеральных министров.
Федеральный канцлер выбирается
Бундестагом. Кандидатуру на данный пост предлагает Федеральный президент после
переговоров с партией, победившей на выборах в Бундестаг. Голосование по данной
кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получает абсолютное
большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост
Канцлера. Для Германии характерно коалиционное, а не однопартийное
Правительство.
Федеральные министры назначаются
Федеральным президентом по предложению Канцлера. Последний определяет основные
направления в политике и руководит работой Федерального правительства. Каждый
федеральный министр действует самостоятельно в рамках своей компетенции и несет
за это ответственность
Канцлером.
Структура органов исполнительной
власти Федерации независимо от профиля ведомства строится в соответствии с
принципом трехступенчатости: министерства — высшие (головные) ведомства,
наделенные политическими функциями; ведомства среднего звена, имеющие функции
надзора; ведомства низового уровня, осуществляющие сугубо исполнительские
функции.
Федеральное правительство обязано
воплощать в жизнь законы, принятые Парламентом, а также намечать политические
цели и осуществлять руководство государственными делами.
Укреплению сотрудничества между
законодательной и исполнительной властью служит ряд обязательных юридических
процедур, которых придерживаются в своей деятельности Правительство и
Парламент. Так, Правительство направляет подготовленные проекты нормативных
актов в Бундесрат даже в том случае, если для их принятия не требуется
формального одобрения этого органа. Исполнительная власть земель через
Бундесрат участвует в федеральном законодательном процессе. Федеральное
правительство должно выполнять задачу политического руководства. Она сводится к
тому, что Правительство выходит с инициативой, планирует политическое развитие
страны и осуществляет руководство государством. В рамках этой деятельности
Правительство действует самостоятельно.
При нормальном развитии событий
Федеральное правительство находится у власти весь период легислатуры
Бундестага, т. е. в течение четырех лет. Однако есть случаи досрочного
прекращения его полномочий:
— в связи с уходом в отставку
(или смертью) Федерального канцлера;
— с момента учреждения
нового Бундестага;
— в результате
конструктивного вотума недоверия, выраженного Бундестагом Федеральному
канцлеру;
— при отклонении
Бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском
Бундестага Федеральным президентом.
Таким образом, судьба
Правительства во многом зависит от Канцлера, популярности его политики. Его
отставка означает отставку всех федеральных министров и тем самым всего
Правительства в целом.
Главой государства является
Федеральный президент, обладающий ограниченными полномочиями. Он избирается не
гражданами ФРГ, а специальным органом — Федеральным собранием сроком на пять
лет. Полномочия Президента в случае досрочного прекращения или обнаружения
препятствий к выполнению его функций временно выполняет председатель
Бундесрата.
Бундестаг
и бундесрат.
Бундестаг в составе 656 депутатов избирается на четырехлетний
срок на основе довольно сложной избирательной системы: половина депутатов
избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем
прямого голосования, а другая - по партийным спискам, выставляемым в каждой
земле, по пропорциональной системе. Для допуска партии к участию в
распределении депутатских мандатов по земельным спискам существует требование
получить не менее 5% от числа всех голосующих по стране, по избирательным
округам - избрать не менее трех депутатов. Состав Бундестага в результате
подсчета голосов по отдельным избирательным округам и земельным спискам почти
соответствует соотношению голосов, полученных отдельными партиями. Если
какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем
это ей положено по ее доле голосов, то она сохраняет за собой эти
"сверхмандаты". Именно для таких случаев законом предусмотрено
увеличение (более 656) количества мандатов в Бундестаге. В результате выборов в
Бундестаг в 1994 г. в его составе было, например, 672 депутата.
Пересчет
количества голосов в количество мест ведется по методу немецкого математика
Нимайера и заключается в следующем. Количество мест, получаемое данной партией,
равно произведению общего количества распределяемых мест на отношение
количества "вторых" голосов, полученных данной партией, к общему
количеству "вторых" присланных голосов до истечения дня выборов, определяет
председатель окружной избирательной комиссии. Бундестаг имеет председателя,
свое бюро, комиссии, депутатские фракции. Для создания депутатской фракции
имеются количественные ограничения. В ФРГ фракциями согласно Регламенту
Бундестага признаются объединения депутатов, составляющие не менее 5% общего
числа парламентариев, что составляет не менее 25 человек, а при увеличении
численности Бундестага - и более. Законодательная процедура начинается в
Бундестаге: любой законопроект, прежде чем стать законом, должен получить одобрение
в Бундестаге. Исключение составляют лишь законопроекты о бюджете, поступающие
одновременно и в Бундесрат. Бундестаг (наравне с Бундесратом) утверждает
бюджетный план, а также отчеты правительства по его исполнению. Формально
сохраняется право увольнять правительство в отставку, однако практически оно не
применяется.
Бундесрат, как явствует из ст. 50 Конституции, создан для участия земель в
законодательстве и управлении Федерацией, т.е. должен выражать интересы ее
субъектов. Бундесрат включает членов правительств земель, каждая из которых
делегирует в него столько членов, сколько она имеет в ней голосов. Количество
последних определяется численностью населения каждой конкретной земли (земли с
населением менее 2 млн человек обладают тремя голосами, от 2 до 6 млн -
четырьмя, более 6 млн человек - пятью). Соответственно, численный состав
Бундесрата (65 членов) меньше, чем количество депутатов в Бундестаге. Его
отличительной чертой является принцип согласованной подачи голосов: голоса
представителей земель подаются как один голос. Члены Бундесрата имеют
императивный мандат: земельные правительства указывают своим представителям,
как тем голосовать в конкретном случае. Правительства земель вправе отозвать
назначенных ими членов Бундесрата. Законодательные полномочия Бундесрата
(впрочем, как и Бундестага) ограничены. Так, ст. 113 Конституции устанавливает
требование, по которому законы, ведущие к увеличению бюджетных расходов или
допускающие его в будущем, должны приниматься лишь с согласия федерального
правительства.
Судебная
система ФРГ.
В
соответствии со ст. 92 Конституции
или Основного закона Германии (Grundgesetz), вся судебная власть возлагается на
судей. Они действуют в рамках конституционного, федеральных и земельных судов.
В соответствии со ст. 95 Grundgesetz,
обозначено 5 юрисдикций, в которых федерация учреждает соответствующие им
системы судов.
Таким
образом, структура судебной системы Германии включает в себя:
·
суды общей юрисдикции;
·
финансовые суды;
·
административные суды;
·
суды по трудовым спорам;
·
суды по социальным вопросам.
Каждый из
этих структурных элементов возглавляется собственным высшим органом – верховным
судом. При этом в каждом из них действует от двух (в финансовых) до четырех (в
общих) инстанций.
Обособленной и одновременно
высшей судебной инстанцией выступает Федеральный Конституционный суд
(Bundesverfassungsgericht).
Он толкует Конституцию и
оценивает законность положений федеральных и местных нормативно-правовых актов
на предмет их соответствия Grundgesetz. Кроме того, им могут быть рассмотрены
споры между землями, землями и правительством, а также вопросы принудительного
роспуска политических антидемократических партий. Действует Конституционный суд
в составе 16 членов, которых назначает Бундестаг и Бундесрат – по 8 судей
каждый.
Следует отметить, что ст. 96Grundgesetz позволяет также
создавать федеральные суды по вопросам промышленности, военно-уголовные суды и
военные трибуналы. Однако наибольший интерес вызывают суды общей и специальной
юрисдикции, поэтому остановимся на них подробнее.
Суды общей
юрисдикции.
Основы деятельности судов общей юрисдикции определяет
закон Германии о судоустройстве (Gerichtsverfassungsgesetz – GVG). В
соответствии с §13 GVG,
судам общей юрисдикции подсудны гражданские, семейные, коммерческие споры, а
также уголовные дела, если они не подсудны специализированным судам. В
соответствии с §12GVG, система
судов общей юрисдикции делится на 4 инстанции, в число которых входит:
·
650 районных
(участковых) судов (Amtsgerichte), являющихся низовым звеном системы. Судебная
власть в них может быть реализована как одним, так и несколькими участковыми
судьями. Согласно 23 GVG,
районные суды разрешают гражданские споры, если стоимость иска не превышает 5
тыс. евро, а также споры, независимо от суммы иска, если они связаны с арендой
жилых помещений, споры между постояльцами и владельцами гостиниц, пассажирами и
перевозчиками, путешественниками и туристическими компаниями и т.д. Кроме них в
участковых судах действуют судьи, специализирующиеся на брачно-семейных спорах
(например, наследство) и
уголовных делах.
·
115 земельных (региональных) судов (Landgerichte), в
соответствии с 71 GVG,
выступающих апелляционной инстанцией для пересмотра решений и приговоров
районных судов, а также судами первой инстанции для гражданских исков, сумма
которых превышает 5 тыс. евро. Например, суд округа Галле (Landgericht Halle).
Земельные суды также рассматривают жалобы на налоговые органы, судей и других
чиновников. В состав каждого суда земли входят палаты по гражданским и
уголовным делам. Гражданское судопроизводство производится в составе трех судей
и главы суда или палаты; уголовный процесс – в составе суда присяжных (3 судьи,
2 присяжных) либо большой уголовной палаты.
·
24 высших земельных суда (Oberlandesgerichte) –
например, высший земельный суд Дюссельдорфа. В соответствии с 119 GVG,
выступают апелляционной инстанцией по решениям судов земли и решениям районных
судов по брачно-семейным спорам, а также кассационной инстанцией по приговорам
и иным решениям районных судов, не подлежащим апелляционному обжалованию,
обжалованным в апелляционной инстанции. В состав каждого высшего суда земли
входит необходимое количество сенатов по гражданским и уголовным делам в
составе трех и пяти судей соответственно.
Верховный
суд федерации (Bundesgerichtshof), в соответствии с 133GVG,
являющийся судом, рассматривающим кассационные жалобы по решениям нижестоящих
судов. Верховный суд может как вынести новое решение, так и обязать нижестоящие
суды произвести пересмотр дела. В соответствии с §123 GVG,
местонахождением верховного суда общей юрисдикции является город Карлсруэ
(кроме 5-го сената по уголовным делам, размещенного в Лейпциге). Узнать его
время работы можно на сайте суда.
Специализированные суды
Все
остальные суды в ФРГ, не относящиеся к общей судебной юрисдикции, считаются
специализированными. На них возложены полномочия по рассмотрению споров и
конфликтов, не умещающихся в рамки гражданского и уголовного судопроизводства.
Напомним, что речь идет о четырех специализированных юрисдикциях: финансовой,
трудовой, социальной и административной.
Обратим
внимание, что в Германии не принято причислять к специализированным арбитражный
суд, который является отдельным институтом (DIS) со
своими офисами в Кельне, Берлине и Мюнхене. Остановимся подробнее на системах
традиционных специализированных судов.
Суды по трудовым спорам
В
соответствии с §2 закона
о трудовых судах (Arbeitsgerichtsgesetz, ArbGG) к компетенции трудовых судов
относятся гражданские споры между участниками коллективных договоров, между
работниками и работодателями, в частности по вопросам трудовых отношений, их
возникновения и прекращения, несанкционированных действий одной из сторон,
оформления документов, по вопросам компенсации производственного ущерба, в том
числе родственникам погибших работников, по вопросам нарушения трудового
законодательства.
Согласно §14, §33, §40 ArbGG,
трудовые суды действуют в рамках трех инстанций:
·
111 обычных трудовых судов (AG), созданных
руководством земель самостоятельно, которые выступают в качестве первой
инстанции для рассмотрения трудовых споров. Каждый такой суд поделен на
отраслевые палаты, предназначенные для рассмотрения споров по определенным
профессиям и категориям работников (17 ArbGG);
·
18 земельных трудовых судов (LAG), являющихся
апелляционной инстанцией по решениям AG. Также делятся на палаты, но состоят не
только из числа профессиональных, но и почетных судей, которые назначаются из
числа работников и работодателей (35 ArbGG);
·
Федеральный трудовой суд (Bundesarbeitsgericht – BAG),
являющийся высшей кассационной инстанцией по трудовым спорам. Рассматривает не
только частные жалобы, но и обеспечивает единство правоприменительной судебной
практики в области трудового законодательства. Местоположение высшей инстанции
– Эрфурт, Тюрингия. Больше информации на сайте
суда.
Несмотря
на характерный для таких судов гражданский процесс, регулируется
судопроизводство не только процессуальным уложением, но и самим законом о
трудовых судах, в частности, Частью III ArbGG.
Административные суды
Административные
суды в ФРГ (Verwaltungsgerichtе), в соответствии с §1закона об
административном производстве (Verwaltungsgerichtsordnung, VwGO), являются
самостоятельной судебной инстанцией, действующей отдельно от административных
органов.
Согласно §2 VwGO,
суды административной юстиции действуют в рамках трех инстанций:
·
51 окружного административного суда (VG), действующего
в каждой из земель и выступающего первой инстанцией (например, административный
суд Кельна);
·
15 высших административных судов земель (OVG),
являющихся апелляционной инстанцией по решениям VG;
·
Верховного административного суда (BVerwG) в Лейпциге, являющегося
высшей административной судебной инстанцией в Германии.
Юрисдикция
административных судов, в соответствии с §§40, 45 VwGO,
распространяется на все публичные споры, где имеет место нарушение норм
административного права, если разрешение данного спора не отнесено законом к
компетенции других судов. Чаще всего речь идет об обжаловании решений государственных
органов, чиновников и прочих лиц, чьи полномочия представляют собой исполнение
функций государства.
При этом
§§48, 50 VwGO определяют исключительную компетенцию высших и верховного
административных судов по спорам, которые должны быть рассмотрены ими в
качестве первой инстанции.
Обратим
внимание, что административная юрисдикция в Германии имеет несколько
существенных ограничений:
·
граждане могут обратиться в административный суд
только после того, как они подали жалобу на чиновника (орган) его вышестоящему
руководству (в вышестоящий орган), но такая жалоба была отклонена;
·
обращение допустимо только в том случае, если вопрос
неподсуден другим судебным ветвям публичной администрации (например, финансовым
или социальным судам);
·
если речь идет о компенсациях, такие споры
рассматриваются в порядке обычного гражданского процесса.
Социальные суды
Социальные
суды в ФРГ (Sozialgerichtе) являются самостоятельной судебной инстанцией,
действующей отдельно от административных органов и, в соответствии с §2 закона
о социальных судах (Sozialgerichtsgesetz, SGG), осуществляющей отраслевое
правосудие в трех инстанциях:
·
1-я инстанция: 68 окружных социальных судов (SG) –
например, социальный суд Нюрнберга (Sozialgericht Nürnberg). В соответствии
с 10 SGG, они включают в себя палаты по вопросам социального
обеспечения, социальной занятости, безопасности соискателей,
социальной помощи, прав инвалидов и т.д.;
·
2-я инстанция: 14 социальных судов земель
(Landessozialgerichte, LSG) – например, земельный социальный суд в Гамбурге
(Landessozialgericht Hamburg). В соответствии с 29 SGG,
они осуществляют апелляционный пересмотр решений судов 1-й инстанции, а также
рассматривают некоторые дела в качестве нее в случаях, указанных в параграфе;
·
3-я инстанция: Федеральный социальный суд в Касселе (Bundessozialgericht, BSG),
осуществляющий, в соответствии с 39SGG,
кассационный пересмотр решений, а также рассмотрение вопросов в качестве первой
инстанции, если речь идет о неконституционном характере отношений между
федерацией и регионами.
В
соответствии с §51 SGG,
к компетенции социальных судов закон относит публичные споры по вопросам:
·
обязательного пенсионного страхования;
·
медицинского, социального, частного страхования и
долгосрочного ухода;
·
страхования от несчастных случаев;
·
содействия трудоустройству
в ФРГ, включая вопросы, относящиеся к компетенции Федерального агентства
занятости (Arbeitsamt);
·
базовой безопасности соискателей;
·
социального обеспечения и помощи инвалидам;
·
страховых компенсаций и т.д.
Финансовые суды
Финансовые
суды в Германии (Finanzgerichte) также являются самостоятельной судебной
системой, не зависящей от административных органов. В соответствии с §2 финансового
процессуального уложения (Finanzgerichtsordnung – FGO), они действуют в рамках
всего двух инстанций:
·
18 финансовых судов (FG), выступающих в качестве
первой инстанции. В них могут образовываться таможенные, акцизные, финансовые
сенаты, разделенные по отраслевому признаку;
·
Федерального финансового суда (Bundesfinanzhof),
расположенного в Мюнхене и являющегося высшей инстанцией фискальной юрисдикции.
Финансовые
суды рассматривают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, в
число которых входит не только налоговая инспекция (Finanzämter), но и таможня
(Zollbehörden), семейные сберегательные банки (Familienkassen);
государственными и частными пенсионными фондами (Deutsche Rentenversicherung
Bund in Altersvorsorgezulagesachen).
Вопросы,
по которым граждане могут обращаться в финансовый суд, оговорены §33 FGO.
В соответствии с ним, в нем рассматриваются публичные споры по налоговым и
таможенным вопросам, вопросы защиты от фискальных мер, обжалование действий
чиновников налоговых органов и иные вопросы, касающиеся применения налогового,
таможенного и иного фискального законодательства.
Суды по делам несовершеннолетних
Особой
категорией немецких судов следует также считать ювенальные суды. Они не
являются обособленной системой судебных органов, а представляют собой
специализированные отделы общеуголовных судов общей юрисдикции. Но образованная
ими система обладает всеми признаками самостоятельности, предусматривая
специальный состав судов, специальную структуру, подсудность, принципы процесса
и даже нормативную базу. Их деятельность регулируется специальным правовым
актом – законом о суде по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz, JGG).
В
соответствии с §33 JGG,
правосудие в отношении несовершеннолетних лиц осуществляют мировые судьи, суд
шеффенов (присяжных) и уголовные палаты.
Предметная
юрисдикция указанных звеньев определена §§39-42 JGG, согласно которым, компетенция общеуголовного
суда и мировых судей распространяется на незначительные преступления и
проступки несовершеннолетних, суд присяжных рассматривает все остальные дела, а
уголовные палаты – дела особой важности и сложности.
Ювенальное
судопроизводство в первую очередь ставит перед собой задачи воспитательного,
педагогического характера. А поскольку главная роль в ювенальном
судопроизводстве принадлежит воспитательному процессу, участие адвоката в таких
делах не является обязательным – он может подорвать авторитет суда.
Суды
всегда учитывают индивидуальные особенности несовершеннолетнего: личностные
качества, уровень развития, социальное окружение. Изучением личности
несовершеннолетних, в соответствии с §38 JGG,
занимается специальный орган – Jugendgerichtshilfe, который обеспечивает
соблюдение их образовательных, социальных и иных прав. Такая система позволяет
эффективно рассматривать дела с участием несовершеннолетних и вовлекать их в воспитательный
процесс.
Местное самоуправление и местное управление ФРГ
Регулирование местного самоуправления и управления относится
в основном к ведению земель. Общины выступают на своей территории
исключительными обладателями всех полномочий местного публичного управления,
осуществляемого на основе их собственной ответственности. За исключением
случаев, решение по которым возложено на другие ведомства, общины могут решать
любую задачу публичной власти. Тем же статусом в рамках Законодательной компетенции
обладают объединения общин. Самостоятельное управление своими делами общинами и
их объединениями гарантируется государством (так, например, сказано в ст. 137
Конституции земли Гессен, но аналогичные положения есть и в конституциях других
земель). Вместе с тем на них могут быть возложены законом или постановлением
государственные задачи, которые те должны решать в соответствии с поступающими
указаниями. Государство обязано обеспечивать общинам, а также их объединениям
получение денежных средств, необходимых для выполнения ими как их собственных,
так и возложенных на них государством задач, на основе баланса финансовых
затрат. При этом государство предоставляет в распоряжение общин в интересах их
независимой публичной деятельности источники доходов, которыми те распоряжаются
на принципах собственной ответственности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий